Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 29 Вопрос о тождестве литературы и философии в контексте русской культуры, несмотря на периодически возникающие возражения и даже протесты, представляется в значительной степени решенным. Идея о том, что язык художественного произведения может быть приемлемой, а иногда и единственно адекватной формой философского высказывания, разделялась многими очень именитыми и очень разными авторами, среди которых В. С. Соловьев, В. В. Розанов, Н. А. Бердяев, Д. С. Мережковский, А. С. Волжский, Е. А. Соловьев (Андреевич), А. Ф. Лосев, С. Л. Франк, Л. Шестов, Б. П. Вышеславцев, С. Н. Булгаков, Б. Яковенко, Ф. А. Степун, Г. В. Адамович, И. А. Ильин, В. Н. Ильин, К. Мочульский и др. Не вдаваясь в данный аспект, можно лишь указать на программный тезис С. Л. Франка о «литературной форме русского мировоззрения», о котором он пишет следующее: «Глубочайшие и наиболее значительные идеи были высказаны в России не в систематических научных трудах, а в совершенно иных формах – литературных. Наша проникновенная, прекрасная литература, как известно, – одна из самых глубоких, философски постигающих жизнь: помимо таких общеизвестных имен, как Достоевский и Толстой, достаточно вспомнить Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Гоголя» [1, c. 474]. Этот ряд легко дополняется и продолжается другими именами, среди которых А. П. Платонов занимает одно из главных мест. Многие отмечали именно глубочайшую философичность писателя [см.: 2]. Известный литературовед С. Г. Семенова, заложившая основы философского платоноведения в России в конце 70-х годов XX века, на свой вопрос «Где у Платонова искать его философию?» отвечает так: «Да в самой фразе, в определениях и сравнениях, в речах его персонажей, часто на первый взгляд полубредовых, в героях, сюжете и композиции, в упорно навязчивых мотивах. Причем именно эти мотивы концентрируют в себе философские заботы автора, его заветные убеждения, во многом созидают особую, поражающую всех, смутно разгадываемую атмосферу его творений» [3, с. 22]. «Философские заботы» А. Платонова сконцентрированы вокруг нравственной проблематики относительно смысла человеческого существования [см.: 4]. Этим вопросом, который является одним из важнейших для всей русской религиозно-философской традиции (за известным бердяевским указанием в «Русской идее» что «русская философия всегда была по своим темам и своим подходам экзистенциальной» стоит и тот факт, что у Е. Н. Трубецкого, Л. Н. Толстого, С. Л. Франка есть работы с названием «Смысл жизни»), принизаны и буквально все произведения Платонова. По сути дела, литература, художественное произведение является для него средством для главной цели – вопрошания о смысле жизни. На разные лады, в разных контекстах, разными персонажами ставится этот вопрос. Такое ощущение, как будто раньше люди об этом вообще никогда не задумывались, а жили, подчиняясь либо каким-то внешним инстанциям и авторитетам, уже все решивших за них, либо вообще бездумно. Решительная постановка Платоновым этого вопроса свидетельствует о каком-то пробуждении сознания, увидевшим мир впервые. Это и есть

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=