Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 22 «сознательно» выработал и использовал Достоевский собственную стилистику и литературную форму? Писатель всегда пишет во многом бессознательно, не зная, что будет дальше в создаваемом тексте. Поэтому у Достоевского не столько сознательная полифония сознаний-миров его героев, сколько своеобразный поток сознания – полифония потока сознаний . Задолго до «открытия» сюрреалистами в литературе бессознательного «потока сознания». Достоевский применял эту стилистику (о бессознательном, кстати, он писал в своих текстах вполне сознательно), но вряд ли всегда сознательно . Многое в творчестве диктуется и экзистенциальным видением мира, и биографией, и психофизиологией, порой наследственной. У Достоевского сказывался и особый бессознательный фактор его творчества – эпилепсия , которая несомненно оказывала влияние на парадоксальность мышления его героев, стихийную полифонию и диалогизм их «сознаний-миров» . Но правильно ли реализовать метафоры «полифонии» и «диалога», которые М. М. Бахтин применил к пониманию творчества Достоевского? Он говорил в своей первой версии книги о Достоевском и о метафоре «церкви», имея ввиду, наверное, принципы соборности и симфонии , которые предполагают гармонию и единство «многообразных свободных». Вообще, тема «Достоевский и музыка» – особый предмет для осмысления его творчества: в писательском творчестве, и особенно у Достоевского, огромную роль играет вдохновенная и бессознательная импровизация, столь характерная для джазовой музыки. В джазе, наряду с импровизацией, присутствует и обработка народной музыки, как и вообще народной, низовой культуры, к которой Достоевский был чуток с малых лет (в его семье любили гитарную музыку), и особенно после каторги. Может быть, джазовые интонации текстов Достоевского наряду с его идеями и философскими интуициями и стали популярными именно в ХХ веке, «веке джаза»? Возвращаясь к проблеме наличия у Достоевского «типов» и «характеров», можно отметить, что в том примитивном литературно- критическом понимании «типа» их, разумеется, нет. Но есть скорее «архетипы», настолько живучие, что их не преодолели вплоть до наших дней никакие революции и реформы. Чего только стоят архетипы «интеллигенции»: писателя упрекали, будто бы он пишет пасквили на «разночинную интеллигенцию». Но пасквили ли это? «Братья Карамазовы» Достоевского [9; 10], энциклопедия кризисной жизни пореформенной, «переходной ко всему лучшему, эпохи» России, содержит именно архетипы, которые проявились в свете наших сегодняшних реалий и вызывают очень уж симптоматичные современные аналогии. Можно, например, кратко обозначить ментально-антропологические архетипы «интеллигенции» [комм. 2]. Первый ментально-антропологический архетип «интеллигенции» – сам развратный старик Федор Карамазов : вполне «образованец» , по

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=