Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 21 Уже в «Зимних заметах о летних впечатлениях» и «Записках из подполья» он критиковал французских просветителей XVIII века, как и современных ему экономистов и философов (Чернышевского, славянофилов, М. Штирнера и т.п.). Значит ли это, что он «сознательно ставит и решает сугубо философские проблемы»? Ведь даже профессиональный философ, пытаясь писать литературно-художественные тексты, никогда «сознательно» не ставит таковые (могу подтвердить из собственного опыта). Столь же неуместно упрекать Достоевского о «заимствованиях» или «подражании» тем или иным русским писателям (например, Пушкину или Гоголю) или западным авторам (романтикам, сентименталистам, Диккенсу или Бальзаку). Многие писатели, особенно нынешние, вовсе и не заморачиваются «сознательной» философией, а над собственной поэтикой и стилистикой даже не задумываются. Стилистика Достоевского Достоевского часто упрекали в том, что у него нет «типов» и «характеров», темы и сюжеты какофоничны, хаотичны и т.п. Персонажи создаются порой бессознательно, даже если они продуманы и сконструированы в черновиках (на это в своё время обратил внимание В. Шкловский, исследуя подготовительные материалы романов Достоевского), в самом тексте начинают жить собственной жизнью, и писатель чаще всего сам не знает, какое «коленце они выкинут», какую завиральную и парадоксальную мысль выскажут. Писатель вживается в созданные им образы и персонажи, начинает жить их жизнью. Достоевский писал свои тексты, ориентируясь на злободневность, журнальные заказы и циклы публикаций: в России роль литературных агентов играли журналы и издательства, диктуя писателю сроки. Достоевский постоянно жил лишь на средства, полученные от литературного труда: в отличие от Пушкина или Толстого у него не было доходов от имений с крестьянами, да и они уже жили часто на доходы от «проданных рукописей» (здесь таился семейный конфликт Толстого из-за собственности на его литературные издания). Уже тогда русским писателям часто было не до философствования. Возможно, здесь и причина того, что даже у Толстого мы можем найти стилистические шероховатости, «Война и мир» могла бы выиграть в художественном плане, Лев Николаевич свои «философские вставки» из этого романа (есть и другие огрехи в этом тексте). А уж в «Воскресении» рёбра «философской публицистики» так и выпирают из образной художественной ткани… Но не только эти (и другие) «социальные обстоятельства» диктуют писателям быстроту и вихреватость в создании литературных образов и архитектоники произведений. М. М. Бахтин пишет о полифонии и диалогизме произведений Достоевского, как о новаторском открытии совершенно небывалой в истории европейской литературы формы – «полифонического романа» , что определяло стилистику и архитектонику его произведений. Но насколько

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=