Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 20 красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей» [9, с. 100]. Вот такое духовно-нравственное определение «красоты» Достоевским нисколько не противоречит тому факту, что сам писатель всю жизнь в своей «эстетике творчества» следовал гегелевскому пониманию «красоты», идеи которого он усвоил ещё в 40-е годы XIX века, время повального увлечения Гегелем. Философия Достоевского Творчество Достоевского часто и сводили к «философии» или «идеологии», на что обратил внимание М. М. Бахтин, выступая против «монологической философизации» его творчества: «Как увлеченное софилософствование с героями, так и объектно безучастный психологический или психопатологический анализ их одинаково не способны проникнуть в чисто художественную архитектонику произведений Достоевского… Путь философской монологизации – основной путь критической литературы о Достоевском. По этому пути шли Розанов, Волынский, Мережковский, Шестов и др. Пытаясь втиснуть показанную художником множественность сознаний в системно-монологические рамки единого мировоззрения, эти исследователи принуждены были прибегать или к антиномике или к диалектике» [2, с. 15]. Многие современные исследователи утверждают, что номинировать писателя и его произведения в качестве «философских» можно лишь тогда, когда он «сознательно ставит и решает сугубо философские проблемы» в художественных образах и текстах. Такой подход применительно именно к Достоевскому порой приводит нас, учёных, к конфликту интерпретаций. Об этом говорил М. М. Бахтин: «При обозрении обширной литературы о Достоевском создается впечатление, что дело идет не об о д н о м авторе- художнике, писавшем романы и повести, а о целом ряде философских выступлений н е с к о л ь к и х авторов-мыслителей – Раскольникова, Мышкина, Ставрогина, Ивана Карамазова, Великого Инквизитора и др. Для литературно-критической мысли творчество Достоевского распалось на ряд самостоятельных и противоречащих друг другу философем, представленных его героями. Среди них далеко не на первом месте фигурируют и философские воззрения самого автора. Голос самого Достоевского для одних сливается с голосами тех или иных из его героев, для других является своеобразным синтезом всех этих идеологических голосов, для третьих, наконец, он просто заглушается ими. С героями полемизируют, у героев учатся, их воззрения пытаются доразвить до законченной системы. Герой идеологически авторитетен и самостоятелен, он воспринимается как автор собственной полновесной идеологемы, а не как объект завершающего художественного видения Достоевского» [2, c. 11]. Действительно, Достоевский прекрасно знал немецкую философию, современную ему, дружил с «живыми» философами (вначале с Н.Н. Страховым, в конце жизни с Вл. Соловьёвым). Но был ли он «философом»?

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=