Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 18 роде иногда мерещится» [6, с. 221]. «Банька с пауками» ассоциируется у Достоевского с «вечностью ада». Но значит ли это, что в романах Достоевского живут исключительно грешники, которым заказана дорога в Рай? В первой, лунной сфере Дантова Рая обитают монахини, «нарушители обета» целомудрия не по своей воле, а по насилию и принуждению искусителей – на это прозорливо также обратил внимание В. Н. Назаров в своей второй книге о Данте [12]: Твой взор живые сущности встречает: Здесь место тех, кто преступил обет… «Брат, нашу волю утолил во всем Закон любви, лишь то желать велящей, Что есть у нас, не мысля об ином… Но люди, в жажде не добра, а зла, Меня лишили тихой сени веры, И знает бог, чем жизнь моя была. А этот блеск, как бы превыше меры, Что вправо от меня тебе предстал, Пылая всем сияньем нашей сферы, Внимая мне, и о себе внимал: С ее чела, как и со мной то было, Сорвали тень священных покрывал. Когда ее вернула миру сила, В обиду ей и оскорбив алтарь, – Она покровов сердца не сложила». Данте. Рай. Пер. М. Лозинского. Песнь III, ст. 29-30; ст. 70-73, 109-115 . Грешница, не преступившая «закон любви» Иисуса Христа, имеет право на Рай. Таковы фактически и все «праведные грешницы» Достоевского, не преступившие «закон любви» к ближнему, дальнему и врагу, но пострадавшие от «зла» по принуждению. Потому в «Братьях Карамазовых» мы читаем: «Что есть ад?.. Страдание о том, что нельзя уже более любить». В Ад попадают те, кого не спас «закон любви», а собственная злая воля толкала на всё новые и новые насилия и преступления. Спасётся ли мир красотой?

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=