Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 15 В. П. Римский Белгородский государственный институт искусств и культуры Белгородский государственный национальный исследовательский университет ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ФИЛОСОФИЯ ЖИВОЙ ЖИЗНИ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО В статье рассматривается специфика эстетики и литературного стиля великого писателя, его влияние на современную литературу. Философские интуиции Достоевского определяются из его образа и концепта «живая жизнь» и его религиозных исканий. Философия живой жизни Достоевского сопоставима со смыслами с «Божественной комедией» Данте, что связано и с полифонической организацией из литературно-философских текстов. Философия «живой жизни» Достоевского разворачивается в актуальной злободневности и пророческих прозрениях его произведений. Ключевые слова : вера, религиозно-философские искания, Данте, Достоевский, М. М. Бахтин, полифония, музыка, литературный стиль, философия жизни, живая жизнь. V. P. Rimskiy Belgorod State University of Arts and Culture (Belgorod, Russia) Belgorod State University (Belgorod, Russia) LITERARY CREATIVITY AND THE PHILOSOPHY OF THE LIVING LIFE OF F. M. DOSTOEVSKY The article examines the specificity of the aesthetics and literary style of the great writer and his influence on modern literature. Dostoevsky's philosophical intuitions are defined from his image and concept of "living life" and his religious quests. Dostoevsky's philosophy of "living life" is comparable in meaning to Dante's "Divine Comedy," which is also related to the polyphonic organization from the literary and philosophical texts. Dostoevsky's philosophy of "living life" unfolds in the urgent topicality and prophetic insights of his works. Keywords : faith, religious and philosophical quest, Dante, Dostoevsky, M. M. Bakhtin, polyphony, music, literary style, philosophy of life, living life. DOI 10.22405/2304-4772-2021-1-4-15-27 Русская философия и философская литература, с начала XIX века, по преимуществу всегда была «философией жизни», задолго до «головных» конструкций в западной «научной философии» ХХ века. На наш взгляд, именно у Достоевского концепт и образ «живая жизнь» особенно ярко проявилась в «Записках из подполья». Подпольный, анонимный парадоксалист в самом конце повести, в пылу саморазоблачения, после принижения искренних чувств Лизы и её бегства, ощущает себя «отвыкшим от «живой жизни» , «встреча» с которой «с непривычки придавила меня до того, что даже дышать стало трудно»: «Мне только невыносимо тяжело было, что она здесь. Я хотел, чтоб она исчезла. «Спокойствия» я желал, остаться один в подполье желал. «Живая

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=