Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 127 оригинальный аксиологический концепт преодоления «ценностного вакуума» современного человека. Формирование определенной, целостной и позитивной смысложизеннной ориентации личности как базового элемента культуры национальной безопасности правомерно увязывается автором монографии с формированием определенного, целостного и позитивного индивидуального и массового исторического сознания. Такое сознание фундируется концептом нравственного исторического прогресса: «… людей вдохновляют на творческое созидание некие «высокие», а не прагматические идеи, признающие материальное благополучие важнее высших ценностей и смыслов человеческого существования» [1, с. 60]. Он, в свою очередь, определяется цивилизационным своеобразием воплощения ценностей, которые автор трактует как ценности-цели, включая сюда такие аксиологические феномены как истина, добро и красота. Прогресс обусловлен и формированием, по мере упрочения единства человечества, ценностей-средств, к которым относится плюрализм, толерантность и справедливость. Такова интенция на дифференциацию абстрактной аксиологической формы и конкретного культурного содержания, «разделение формальных, системных закономерностей и содержательных, субстанциональных закономерностей позволяет избежать, на наш взгляд, того греха историцизма, в котором К. Поппер упрекал (не без основания) большинство теорий культурно- исторического процесса» [3, с. 139]. Ю. А. Шестакову впервые удалось усмотреть корреляцию между типами массового исторического сознания и типами смысложизненной ориентации личности. Здесь выделяется философско-исторический, социологический и философско-антропологический типы исторического сознания и убедительно доказывает, что они коррелируют с тремя типами ценностной ориентации личности: универсалистским, предполагающем гетерономию, национально- корпоративным, ориентирующимся на традиционализм и персоналистическим, определяющим аномию. Важно предложить в качестве оптимального принципа смысложизненной ориентации автономию личности, которая представляет собой, на наш взгляд, гегелевское «снятие противоречия» между объективизацией и субъективизацией трактовки исторического процесса различными типами исторического сознания. Антропологический базис ценностной составляющей исторического сознания в культуре национальной безопасности составляет субъективация национальной безопасности, превращение личности в ее полноправного и ответственного субъекта. Именно поэтому он формулирует концепцию необходимости соответствия аксиологических характеристик личности основным тенденциям истории как процесса развития человечества. Такое соответствие означает ориентацию субъекта на ценности как общечеловеческие, такие как творчество и свобода, так и определяющие тип цивилизации, её особенности. Последние предполагают конкретность, определенную векторную направленность в реализации свободы и творческой активности, в соответствии с особенностями

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=