Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 126 исторических и философско-культурологических исследованиях постмодернистов является текст, поскольку именно в языке нагляднее всего можно проследить эволюцию мыслительных форм, определяющую, на (разумеется, далеко не бесспорный) взгляд постмодернистов культурную эволюцию социума. В частности, Ю. А. Шестаков активно и продуктивно анализирует вклад постнеклассической философии в осмысление феномена исторического сознания как фактора культуры национальной безопасности. Он делает вывод о том, что, основанный на синергетической парадигме философской анализ аксиологии исторического сознания в культуре национальной безопасности позволяет сформировать оптимистическую картину дальнейшего развития национально-государственных сообществ вообще и России в особенности. Тем самым автор делает существенный вклад в понимание культуры национальной безопасности. Он обосновывает прогрессивный сценарий национального развития и дает конкретные рекомендации по использованию синергетического фактора исторического сознания в культуре национальной безопасности. Здесь также было важно концептуально обобщить вклад виднейших представителей этого направления философской мысли в аксиологию исторического сознания культуры национальной безопасности. Основные положения анализа исторического процесса, осуществленного в рамках этой школы, привлечены автором для обоснования ценности исторического сознания в культуре национальной безопасности, так как, по мнению аналитиков современной антропологии, «…истины мысли и знания стоят рангом ниже истин жизни и существования» [2, с. 51]. Она видится в обосновании суверенного характера любого национально-государственного образования и осознания им собственного потенциала, своих возможностей. Важен и вклад экзистенциальной философии в обоснование таких констант культуры национальной безопасности как развитие творческой и гуманистической направленности личности на основе общечеловеческих ценностей, а также принципов мультикультурализма и межкультурного диалога. Ю. А. Шестаков разрабатывает тот тип исторического сознания, который наиболее востребован современностью и адекватен требованиям обеспечения национальной безопасности в мировом масштабе – демократический. Его обоснование исходит из необходимости формирования компромиссно-диалоговой социокультурной среды, вне и помимо которой невозможно обеспечение социально-политической стабильности – неотъемлемого элемента культуры национальной безопасности – ни в масштабах национально-государственного сообщества, ни в мире в целом. Особенно ценным является выявление антропологической матрицы культуры национальной безопасности, релевантной эпохе глобализации и наступления «третьей волны» (Э. Тоффлер) в развитии человечества. Она видится в обретении личностью и национально-государственным сообществом смысложизненной интенциональности, обладающей определенными, конкретными аксиологическими характеристиками. Автором предложен

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=