Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 125 философско-культурологических школ современности применительно к предмету исследования. Следует особенно выделить оригинальную концепцию роли философов- постмодернистов в структурировании аксиологии массового исторического сознания в контексте культуры национальной безопасности. Обычно в постмодернистах видят идеологов разрушения исторического сознания. В философии (в том числе и в собственно постмодернистской) устоялось мнение, что для постмодернизма историческое сознание в принципе не обладает ценностью, что подход философов этого направления к истории попросту разрушает историческое сознание, что культура и история у них фрагментируется, разрывается связь настоящего и прошлого (а также будущего), которая и образует историческое сознание. Акцентируется внимание на то, что историческая реальность для них представляет собой, прежде всего, текст, являясь, по сути, языковой реальностью, формой литературно-философского дискурса. Здесь и таится «конец истории» и даже «конец социального» как такового, провозглашенный некоторыми философами. Однако постмодернисты, «отрекаясь от гегелевской философии и сублимируя её то как свое «бессознательное», то как альтер-Эго, пытаясь быть свободными литераторами и маргиналами, вопрошая о бытии и истине… оставались плоть от плоти нормативной/ нормальной/ репрезентативной/ адекватной школьно-университетской философии» [4, с. 197]. Поэтому вполне правомерным является то, что Ю. А. Шестаков не стал игнорировать это направление философии и не ограничился обращением к постмодернизму исключительно в критическом ключе, попытавшись, весьма продуктивно и доказательно, извлечь из взглядов постмодернизма на историю позитивные выводы в отношении национальной безопасности. С такой точки зрения «апостолы постмодернизма» действительно внесли определённый вклад в познание и объяснение исторической эволюции западноевропейской культуры как смены качественно определенных форм мышления, основываясь на основополагающем принципе, формирующем историческое сознание – принципе историзма. Если, например, И. Кант, совершив «коперниканский» переворот в философии, полагал априорные формы мысли предельно абстрактными, общекультурными и внеисторическими, то именно постмодернисты смогли доказать, что в реальности они подчинены законам культурной эволюции, качественно определены и исторически конкретны. Недаром М. Фуко, анализу философских взглядов которого уделено основное место в монографическом исследовании, являлся профессиональным историком, основывающим свой историософский и философский анализ на весьма солидном источниковом культурно- историческом материале. Что касается конца истории, то указание на него и обоснование его конкретных форм и смысла либо явно, либо имплицитно содержится практически в любом историософском исследовании, к какому бы направлению философской мысли не принадлежал его тот или иной философ. Хотя, разумеется, доминирующим объектом в исторических, философско-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=