Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 118 сознания и искусственного интеллекта через усложнение поведения не-игровых персонажей в видеоиграх. В виртуальной реальности, где все действующие субъекты обладают цифровыми телами-аватарами, при некоторых вводных (например, упрощенном общении) крайне сложно будет различить человека и развитую нейросеть. Пока не ясно, как включать в виртуальную реальность животных – хотя в отношении этого есть некоторые интересные проекты: так, недавно Илон Маск внедрил в мозг обезьяны чип, позволяющий ей играть в компьютерный настольный теннис [13]. Выводы. Итак, постгуманизм использует внеантропоцентрическую риторику для описания картины мира, в которой человек не имеет генерализирующей или направляющей роли в различных системах отношений. Постгуманизм расширяет поле субъективности, снимая уникальность человека и включая животных, иную органику, технику, искусственный интеллект в познание, культуру, право. Инклюзивность разрушает дуалистические, бинарные отношения человеческого и нечеловеческого. Именно по направленности инклюзивности можно систематизировать постгуманистические концепции, к тому же этот признак дает возможность разработать четкую дихотомию между постгуманизмом и трансгуманизмом. Можно выделить несколько проблем инклюзивности. Только ли в агентности или чувственности заключается уникальность человеческого сознания? Можем ли мы сказать, что животные и искусственный интеллект, хоть и действуют, но человек уникален в том, что он, например, экзистирует (в терминах Сартра) [17] или грезит (в терминах Ф. И. Гиренка) [4]? Не приведет ли распространение искусственного интеллекта не к равенству между ним и людьми, а к доминированию людей, программирующих и локализирующих искусственный интеллект, над остальным обществом? Корректно ли описывать субъективность животных и техники за них самих? Постгуманизм уже, пусть и достаточно осторожно, воплощается в юридических и компьютерно-технических сферах, а с дальнейшим развитием технологий и с популяризацией политического экологизма следует ожидать рост попыток воплотить постгуманистические ценности. Поэтому обсуждение философских проблем, связанных с утверждениями постгуманизма, актуально как в теоретическом, так и в практическом смысле. Литература 1. Бостром Н. Искусственный интеллект. Этапы. Угрозы. Стратегии. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. 496 с. 2.Брайдотти Р. Критическая постгуманитаристика // Опыты нечеловеческого гостеприимства : антология / ред.: М. Крамар, К. Саркисов. М., 2018. С. 24-41. 3. Габов А. В., Хаванова И. А. Эволюция роботов и право XXI в. // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 435. С. 215-233.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=