Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 115 утилитаризм действий и равенство потребностей Питера Сингера. Сингер популяризировал термин «спесишизм» (на русский его обычно переводят как «видовая дискриминация»), обозначающий угнетение прав одного биологического вида другим, в данном случае – угнетение человеком всех остальных животных. В этике Сингера животные и люди равны в своей потребности избегать повреждений и смерти, права на защиту от этого должны защищаться равным образом [18]. Другой защитник прав животных, Том Риган, утверждает, что решающим признаком признания людей их правовыми субъектами является не рациональность (тогда мы должны отказать в праве на жизнь детям и людям с тяжелыми психическими расстройствами), а их жизнь, которая происходит с ними, то есть является фактором их автономии [16]. Некоторые инклюзивные этические теории искусственного интеллекта обладают реакционистким стилем. Так, футуролог Ник Бостром ввел термин «сверхразум» – это искусственный интеллект, когнитивные способности которого значительно превосходят таковые у человека во всех областях. Его книга «Искусственный интеллект. Этапы, угрозы, стратегии» скорее является предостережением, но она в разных вариациях описывает технологические возможности создания такой формы разума и цели его развития в окончательный сверхразум [1]. Можно отметить ответ Рэймонда Курцвейла на известную концепцию несоотносимости искусственного интеллекта и человеческого сознания – мысленный эксперимент Джона Сёрля о китайской комнате, из которого следует, что машина, идеально изображающая сознательную деятельность, не будет осознавать ничего из того, что она изображает. Курцвейл утверждает, что сильным искусственным интеллектом можно будет назвать любой ИИ, который действует так, будто бы у него есть сознание. При этом не имеет значения, что сторонний наблюдатель, то есть человек, может сказать о наличии у него сознания, поскольку мы сами не можем наверняка знать, сознает ли что-то другой человек или просто заучил это [27, с. 254-257]. Важную роль в этической инклюзивности техники играют художественные продукты: например, киберпанк-фильм «Бегущий по лезвию», сериал «Мир дикого запада», недавнее фэнтези «Главный герой» или игра «Детройт: Стать человеком». В них артикулируются проблемы бесправия синтетических людей, персонажей виртуальных миров и компьютерных игр, искусственного интеллекта. Критический постгуманизм. Критический постгуманизм, в отличие от этического, не сводит всю свою философию к морали и праву, но в отличие от онто-гносеологического рассматривает отношения господства и подчинения и имеет притязания на изменение общественной парадигмы. Он выделяется и непосредственно авторами (например, Рози Брайдотти) [23, с. 45-47], и исследователями постгуманизма (например, А. И. Криман) [10, с. 139] в отдельную ветвь. Свое название он получил по аналогии с другими критическими теориями. По определению Хоркхаймера, который ввел этот термин, критическая теория

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=