Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 114 области, чем науки) и вернёт ей былое могущество в системе академических дисциплин [21, с. 77]. Если анти-корреляционисткие теории описывают автономность и самостоятельность вещей, то акторно-сетевая теория (АСТ) изначально направлена на описание межвидового взаимодействия. В ней снятие субъект- объектных отношений описывается через эгалитарную агентность (субъектность). АСТ была популяризирована Бруно Латуром, который разработал её наравне с философами науки Мишелем Каллоном и Джоном Ло. Латур констатирует, что в науках и вообще в разговорах о событиях, произошедших между людьми и естественными объектами, мы склонны объяснять естественные феномены путем замещения уникальности и автономии природного объекта человеческой волей или человеческими отношениями. В оппозицию этому АСТ предлагает подход, который рассматривает людей, растения, животных, бактерии, вирусы и в конце концов неодушевленные вещи как действующие единицы социальных отношений, как участвующих в ситуации, то есть как акторов. Как в научных исследованиях, так и в обыденной жизни элементы лаборатории, города, биосферы могут спонтанно и без умысла людей влиять на события. По АСТ существует два типа акторов: проводники «проводят» действия и передают их содержание, не принимая в них созидательного участия, а посредники могут трансформировать действия [12, с. 55-64). Иногда вещи являются просто проводниками человеческой агентности, но в любой момент «разница давлений» может измениться: так вышедшая из строя электростанция портит досуг сотням людей, а коронавирус трансформирует систему образования. В этом плане интересна работа «Пастер: Война и мир микробов», в которой Латур вспоминает, как долгое время люди не могли признать существование микроорганизмов и считали, что у природы недостаточно «сил» для болезней вроде чумы – поэтому инфекционные заболевания есть или кара Бога, или спонтанная болезненность [11]. Инклюзивность в постгуманистической этике. Постгуманистическая этика включает животных, роботов, искусственный интеллект в систему сложившихся в отношении человека моральных норм, в отношения долженствования, в сферу позитивного права и защиту закона. Она направлена на выработку конкретных методик взаимодействий, конкретных законов. По отношению к животным постгуманистическая этика также носит название сентиоцентризма (от лат. sentio – чувствовать) или патоцентризма (от греч. pathos – боль). Хордовые животные осознают боль и испытывают страдания; другие животные также имеют болевые рецепторы, однако их ощущения не генерализированы. Патоцентризм применяется по отношению к тем или иным биологическим видам. Некоторые патоцентристы фокусируются на всех существах с нервной системой, другие – на позвоночных, третьи – на приматах, поскольку их реакции на страдания наиболее близки к человеческим. Здесь следует выделить

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=