Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 112 других, в основном критических постгуманистов (Донна Харауэй, Рози Брайдотти, Кэтрин Хейлс), вдохновением является постмодернизм, который провел ревизию гуманизма как исторического продукта [6], исключающего всех, кто оказывался в невыгодном положении относительно гуманистического стандарта, и показал непоследовательность и слабость стандартных иерархий и дихотомий, в том числе дихотомии человеческого и природного [7]. Однако скорее всего постгуманизм не был бы возможен без научного прогресса и усложнения техники в XX веке. В 1980-ые, годы зарождения постгуманизма, исследовалась обучаемость обезьян языку, интеллект дельфинов, появились человекоподобные роботы, произошел бум компьютерных экспертных систем, была разработана нейронная сеть. Машины становились все более сложными, автономными и независимыми от тех, кто их делал. Таким образом, другой характеристикой постгуманизма является его ориентация на достижения естественных наук, например, на классификацию животного мира, в которую человек включен наряду с иными существами. Постгуманизм здесь не столько приписывает статус субъективности, сколько открывает то, что не было заметно взору из-за философского антропоцентризма. Не менее важную роль в формировании постгуманизма сыграли научно-фантастические произведения о роботах, ИИ, виртуальной реальности. Постгуманизм можно систематизировать на основе целей предприятия инклюзивности. Это онто-гносеологические теории, этические теории и, наконец, критический постгуманизм. Первая группа теорий преобразует классическую метафизику и расширяет на нечеловеческое статус субъектов бытия и познания (то есть оправдывает их агентность), вторая включает нечеловеческое в мораль и право, третья представляет собой постмодернистское и постгендерное переосмысление гуманистического дискурса и включает нечеловеческое в идентичность и социальность. В первой группе знаковыми являются спекулятивный реализм и акторно-сетевая теория Латура, во второй - этические школы, полагающие права животных и техники, в третьей - концепции киборгов у Харауэй и номадического сообщества у Брайдотти. Инклюзивность в онто-гносеологических теориях. Постгуманистические онто-гносеологические теории также называются новыми онтологиями. Они нередко игнорируется в исследованиях постгуманизма, хотя представляют его в чистом виде, поскольку деконструируют онтологическую иерархию. Они или нивелируют границы между человеческим и нечеловеческим в способности самостоятельно влиять на окружающий мир или включают нечеловеческое в автономность существования, которая ранее была прегоративой человека. Автономность у Мейясу и Хармана ставится даже выше агентности, хотя у Латура именно агентность выходит на первое место. В этих теориях нечеловеческое понимается значительно шире, чем в этических и критических, поскольку касается и неодушевленных предметов. Постгуманистическая онтология и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=