Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 111 он предстал как субъект преобразования и познания природы. В неклассическом гуманизме на первое место вышли индивидуальные переживания и противопоставление личности обществу, начало чему положили ницшеанство и экзистенциализм. В современном дискурсе человек стал, с одной стороны, субъектом позитивного права, а с другой, обладателем способности задавать дискурс. Человек во всех вышеперечисленных к нему отношениях обладает характеристикой уникальности: он есть единственный субъект творчества, познания, права, дискурса, он единственный вписан в социальные отношения. Человеческий эксклюзивизм, свойственный всякому гуманизму, восходит к полаганию онтологически более высокого статуса человека по сравнению со всякими иными существами и явлениями. Постгуманизм же занимает обратную позицию и утверждает несостоятельность границ между людьми и всеми Другими. Итак, постгуманизм – это современное философское движение, состоящее из различных концепций, так или иначе утверждающих, что человек не уникален в обладании всеми или некоторыми сущностными характеристиками, которые в классической философии онтологически, гносеологически или социокультурно отделяли его от других элементов бытия. Существа и предметы иной природы в постгуманизме объединяются под названием «нечеловеческое» (от англ. nonhuman) [26]. Эти нечеловеческие существа суть животные, вирусы, роботы, искусственный интеллект, экологические системы и все то, что по мнению сторонников той или иной постгуманистической концепции, может на самом деле иметь статус субъекта. Дисциплинарная принадлежность постгуманизма разнится от социальной философии и правовой этики до онтологии и теории познания. Ключевым принципом постгуманизма является инклюзивность. Слово «инклюзивность» в современной речи зачастую используется для обозначения расширения прав и возможностей ранее непредставленных в какой-либо сфере групп (например, «инклюзивное образование») с целью их интеграции с группами изначального доступа. Здесь оно означает тенденцию ко включению в поле субъективности противопоставленных человеку в традиционной мысли фигур. Постгуманизм открывает гомологичное человеку нечеловеческое в фактической манифестации его субъективности и обосновывает в философской мысли отсутствие различий. Каковы предпосылки постгуманизма? Для одних постгуманистов (Квентин Мейясу, Грэм Харман) таковыми можно считать предметы их критического анализа – различные онтологии и гносеологии классических континентальных философов от Канта до Хайдеггера. К примеру, Харман не только критикует Хайдеггера, но также отмечает, что он рассматривает человека не как гносеологически первичное существо, не как нечто, что конституирует бытие, а как в данный момент находящееся в этом бытии сознание, которому бытие самораскрывается. По мнению Хармана, заслуга Хайдеггера в том, что у него «наше первичное отношение к объектам заключается не в их восприятии и не в теоретизировании по их поводу, но в том, что мы просто полагаемся на них с некоторой целью» [21, с. 77]. Для

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=