Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 110 postgender concepts of nomadism by Rosi Braidotti and cyborgs by Donna Haraway where the description of the commonwealth of human, technology and animals have an inextricable connection with the relativization of identity. The work concludes that in connection with the practical implementation of some values of posthumanism and the rapid development of technology, close attention should be paid to this philosophical movement. Keywords : humanism, posthumanism, subject, agency, speculative realism, actor- network theory, ethics, nomadology, cyborg. DOI 10.22405/2304-4772-2021-1-4-109-122 Постгуманизм как расширение субъективности. Несмотря на распространение постгуманистической мысли в различных сферах политики и в гуманитарных науках [2], философия постгуманизма, в отличие от философии трансгуманизма, на данный момент не получает достаточного внимания в отечественной академической среде. Из наиболее знаковых публикаций можно выделить сравнительную статью А. И. Криман [10] и обзорную статью Е. Г. Грибовод [5]. Одной из проблем концептуализации постгуманизма является недостаточная определенность самого термина и отсутствие консенсуса в вопросе систематизации постгуманистических теорий. Поэтому, не претендуя на полный охват всего постгуманистического дискурса, в статье будет произведена попытка выделить фундаментальную характеристику постгуманизма, так или иначе присутствующую в работах, признающихся как постгуманистические всеми исследователями (например, в «Манифесте киборгов» Донны Харауэй). Эта характеристика – расширение онто-гносеологических, социальных и этических категорий, к которым в классической гуманистической философии принадлежал только человек из-за своего специфического статуса субъекта. В статье говорится о субъективности как о фундаментальном статусе независимости, автономной возможности выступать в качестве субъекта чего- либо, например, познания, бытия или социума. Понятие субъективности охватывает собой более узкое понятие субъектности, под которым понимается деятельное преобразование окружающего мира, но далее в статье вместо слова «субъектность» будет употребляться его синоним «агентность» во избежание путаницы. Постгуманизм, в отличие от трансгуманизма, является не продолжением гуманистической парадигмы торжества человеческого духа над окружающим миром и самим человеческим телом, а критикой антропоцентризма и полаганием других отношений между людьми и остальным бытием. Постгуманизм, как следует из названия и аналогий с постмодернизмом и постструктурализмом, есть преодоление гуманизма. Постгуманисты замечают, что европейский гуманизм, несмотря на разность подходов и постоянно меняющееся отношение к человеку, сохранял некоторый инвариантный взгляд на человека. В античности под термином «гуманизм» сначала понимался этикет знатных людей, затем, с распространением стоицизма – благое отношение ко всем окружающим и к самому себе. В эпоху Возрождения был воспет человек как деятельная личность в своей свободе творить, а в период научных открытий

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=