Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 109 Д. А. Юмартов. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова ИНКЛЮЗИВНОСТЬ КАК ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ПОСТГУМАНИЗМА В статье рассматривается постгуманизм, новое философское движение, деконструирующее уникальность человека и ассиметричное выстраивание его отношений с остальным миром. В традиционном гуманистическом дискурсе человек уникален как носитель субъективности, поскольку только он выступает субъектом познания и преобразования мира, обладает правосубъектностью и идентичностью. Статус человека в гуманизме как онтологически, так и социокультурно выше статуса природы, техники, животных. Постгуманизм противостоит как классическому гуманизму из-за его закрытости и политики вытеснения нечеловеческого (животных, искусственного интеллекта), так и трансгуманизму как апофеозу торжества духа над природой и техникой. Ключевой особенностью постгуманизма является его направленность на расширение ранее специфических для человека категорий (агентности, социальности, правосубъектности) путем включения в них нечеловеческих форм существования. Подобное расширение названо автором инклюзивностью. Постгуманизм в статье систематизируется по направлениям его инклюзивной политики. Выделяются онто-гносеологические концепции, исходящие из самодостаточности всех элементов бытия и их способности влиять на мир наравне с человеком; этические движения за права животных и техники, включающие их в мораль и правосубъектность; критический постгуманизм, представленный в постгендерных концепциях номадизма у Рози Брайдотти и киборгов у Донны Харауэй, где описание содружества человека, техники и животных неразрывно связано с релятивизацией идентичности. Делается вывод, что в связи с практическим воплощением некоторых ценностей постгуманизма и бурным развитием техники на постгуманизм следует обратить пристальное внимание. Ключевые слова: гуманизм, постгуманизм, субъект, агентность, спекулятивный реализм, акторно-сетевая теория, этика, номадология, киборг. D. A. Yumartov. Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia) INCLUSIVENESS AS KEY PRINCIPLE OF POSTHUMANISM The article examines posthumanism, a new philosophical movement that deconstructs the uniqueness of a person and the asymmetric building of his relations with the rest of the world. In traditional humanistic discourse, a person is unique as a bearer of subjectivity, since only he or she is the subject of cognition and transformation of the world, has legal personality and identity. In traditional humanism, the human status, both ontologically and socioculturally, is higher than the status of nature, artificial creatures and animals. Posthumanism opposes both classical humanism because of its superiority and policy of ejection of Others (like animals or artificial intelligence), and transhumanism because of its tendency to absolutize the triumph of human mind over nature and technology. A key feature of posthumanism is the intention to expand traditionally exclusive human categories (agency, sociality, legal personality) by including nonhuman beings into them. The author calls such an extension the inclusiveness. The author divides posthumanism according to the directions of its inclusive policy. The article distinguishes the onto-epistemological concepts proceeding from the self-sufficiency of all elements of being and their ability to influence the world on an equal basis with a human; ethical movements that include animals and artificial intelligence incorporating them into morality and legal personality; critical posthumanism, that’s represented in

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=