Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 106 дигитальной эры, с заданной структурой постижения фрагмента реальности – её плоскости – оказывается в лабиринте числовых иллюзий, в царстве неаутентичной виртуальности. Человек, вышедший за её пределы, к истинному бытию, открытому во всех его спектрах, опирается на ощущения во времени, сообразуя реальность со своим воображением, в котором чувство себя, энергоизбыточность предоставляют смысл его экзистенции. В последнем случае, можно говорить об аутентичной виртуальности, не несущей в себе искусственную числовую структуру. Человек в этом модусе виртуальности возрождает экзистенциалы присутствия. В них раскрывается истинное бытие, забытое в бесконечности цифровых кодов и социальных сетей. Вновь обретшие голос экзистенциалы Любви, Нуминозного, Тоски ведут человека к поэтическому выражению себя через все модусы его жизни: деятельность, сон, созерцание. Всё становится смысловым, несущим с собой воодушевление энергией бытия. В этом едином потоке жизнь возвращается к целостности своей первоначальной данности. Из Ничто появляется чтойность, уходящая снова в Ничто. В этом и заключается смысл аутентичной виртуальности, забытой перед лицом неаутентичного её модуса. Кто напоминает нам об онтологическом плане бытия? Люди искусства и люди, переживающие нуминозный феноменологический опыт. Связь этих людей с иным планом бытия поддерживает с каждым днём уходящие смыслы в дигитальной реальности современного мира. Хайдеггер, рассуждая о творчестве Гёльдерлина, прямо пишет о том, что «поэт стоит между теми и теми: между богами и народом» [11, c. 22]. Поэт – медиум претворяет в мире божественный замысел, стараясь, в то же время, проникнуть в суть народного гласа, обращённого к богам. Почему поэзия одна из самых трагичных форм искусства? Предположу, что трагика поэтов заключается в практической невозможности занять место медиума в полярности «боги – народ», так как народ обменивает богов на планетарную технику, а поэзию на неаутентичный модус виртуальности – цифровую реальность. «Да и нужны ли поэты в скудную эту эпоху?..» [11, с. 171]. Задавая этот вопрос, Гёльдерлин ставит многоточие, в котором есть обращение к будущности. Как откликнется это вопрошание в новых дигитальных реалиях? Ответ на этот вопрос кроется в строках Рене Шара, выразившего экзистенциализм М. Хайдеггера со всей страстностью героя Сопротивления: «Мы можем жить лишь в приоткрытости, как раз на той трудноразличимой меже, что отделяет тень от света. Но мы неудержимо вброшены вперёд» [1, c. 342]. Вброшенность вперёд – темпоральная черта присутствия, в ней зеркальной игрой четверицы проявляет себя воображение, без которого люди испытывают привацию бытия. Открываясь истинному бытию в аутентичном модусе виртуальности, человек выходит к Ничто и познаёт смыслы в их энергийном наполнении. Эта наполненность выходит в энергоизбыточные состояния, развивающие поэзис на пути экзистенции.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=