Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 105 принадлежность к субъективности, воли, которая позволила ему выжить в объективном мире природы, где он – её ошибка, выпавшее из колеса эволюции звено, обречённое на забвение в связи с «неправильной», двойственной работой его сознания. Природа не требует от своих созданий внутреннего самовоздействия, образующего двойственность, ей достаточно цепи «стимул – реакция» в отношении развития органики. Но человек является особым видом органики. Он не является телом для эволюции. Он есть тело для грёз. «Не совпадать с собой – значит перестать быть животным» [2, c. 136]. Расширять мир посредством воображения значит, по мысли Хайдеггера, ориентироваться в восприятии мира на поэзис, а не на объективную структуру числовых соотношений. Поэзис Хайдеггера реализует важный для антропологической реальности принцип: истина не представлена в мире объектов сама по себе, напротив, объекты получают истинное измерение в оптике человека на них. В работе «Вещь» (1950 г.), приводя в пример чашу, Хайдеггер говорит о ней через то, что отсутствует в языке рацио, но дано человеку: «Наука сталкивается всегда только с тем, что допущено в качестве доступного ей предмета её способом представления» [10, c. 319]. Наука изгнала субъективность из поля своего исследования, но человек не может избавиться от принадлежности к ней: человек живёт своей внутренней жизнью, своим воображением вопреки стремлению внешнего объективировать его. «Кто человек? Тот, кто воображает. Воображать – значит вопреки дигитальной философии не совпадать с самим собой» [3, c. 89]. Хайдеггер представлял поэзис как творческий акт во всей деятельности человека. Человек в ощущении поэзиса не видит вещь «такой, какая она есть». Он видит в вещи то, что есть в нём самом без отсылки к рациональным ограничениям науки и её продолжению – дигитальной философии. Каждое движение и энергийная актуализация имели смысл в реалиях das Geviert – неба и земли, смертных и божеств. Вещи не оторваны от человека, весь мир находится в гармоничном единстве одно – сложности четверицы, поэтому в таком целостном восприятии отсутствует бессмысленность, так как смысл в этом случае фундирован на энергии, неуловимых, лишь созерцаемых вибрациях истинного бытия. Другой пример отношения «человек – вещь» – это экстериоризующее сознание, выносящие в объективацию самого себя. В процессе данной объективации происходит расщепление единого энергийно – смыслового потока сознания на множественные дискретные потоки, или, как писал Ж. Делёз, шизопотоки. Объективируясь, человек теряет поэзис – путь к истине, потому что истина заключена в Ничто, любое опредмечивание Ничто (т.е. объективация) приводит к потере истины. Люди дигитальной эры продолжают линию объективации, особенно активизированной в постиндустриальный этап развития капитализма. Не сбавляя темпов акселерационистского движения, эта тенденция выдвижения себя не в онтологический план бытия, а в его онтическое измерение, привела к появлению феномена постчеловека. В работе «Одномерный человек» Г. Маркузе (1964 г.) замечает: «Люди…находят свою душу в автомобиле, стереосистеме…» [5, c. 12]. «Одномерный человек»

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=