Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 103 Хайдеггер в работе «О поэтах и поэзии: Гёльдерлин. Рильке. Тракль» рассуждает о смыслах поэтического творчества через важное свойство поэзии – приводить человека к концентрации на основе своего бытия. «В поэзии, напротив, человек становится собранным, сконцентрированным на основе своего бытия» [11, c. 20]. Концентрируясь, «он успокаивается» [11, c. 20], но не в смысле безмятежного покоя обывателя, а в качестве уверенного и спокойного роста своей онтологической энергоизбыточности. Энергоизбыточность связана с тем, что человек – это не дискретно выделенное тело, он «всегда больше, чем один» [3, c. 87]. Поэзия пытается переложить ощущение энергоизбыточности на язык знака, пространственной статичной характеристики, в этом трагедия соединения языка и воображаемого. Язык захватывает территорию сознания через распространение коммуникации. Социальное подменяет собой сознательное, понятое в энергийных потоках смысла как внезапное «вдруг». Поэтому Хайдеггер выбрал в качестве предмета своего исследования, в том числе, поэзию Тракля – предтечу экспрессионистского направления, главной темой которого было ограничение принятых литературных форм в сторону максимального выражения внутреннего ощущения энергоизбыточности. Тесная связь с онтологическим планом бытия приводит Тракля к трагическому исходу, австрийский поэт не вписывается в предметный мир сущего и создаёт стихотворение с философским названием «Душа бытия» (1913 г.), в котором проникновенно описывает движение сознания к себе, его концентрацию: «Исходят синей речки струи, плывут на вечер тучи, тая; душа – по-ангельски немая. И отмирает всё, что всуе» [7]. Отмирает сущее, Тракль входит в аутентичный модус Dasein, выражаясь терминологией Хайдеггера. Он погружается в интериоризующее сознание, субъективируясь на пути к истинному бытию. Хайдеггер пишет, что «поэт называет душу «чужестранкой на этой Земле» [11, c. 90]. Это неудивительно, ведь душа «по-ангельски немая», предметность языка не выражает её онтологического плана. В цифровой реальности современного мира отмирает не то, что всуе, а то, что несёт в себе связь с бытием. Таким образом, происходит инверсия вышеприведённого отрывка произведения Тракля. Фазовый постчеловеческий переход фундируется в своём основании на суетности рационального взгляда на жизнь, в котором образуются ненаблюдаемые участки бытия. Упущение из вида этих участков ведёт к редукции антропологической реальности вначале к сфере онтических конструктов, а затем к преодолению онтики в неаутентичном модусе виртуальной реальности. Мир в постнеклассическом научном дискурсе виртуален и контингентен, что даёт основания считать реальность изначально виртуальным событием, но эта виртуальность непосредственно дана человеку в его аппарате воображения, что нельзя сказать про структуру виртуальности

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=