Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 102 династия их глубинного смысла. Я дошел до истоков этой ливневой ночи. Укрепившись корнями в первой дрожи рассвета, пряча в поясе золото всех зим и лет, я жду вас, друзья, я вашего жду прихода. Я вас уже чую за чернотой горизонта. Не иссякают в моем очаге пожелания счастья для ваших домов, и мой кипарисовый посох от чистого сердца радуется за вас» [9, с. 100]. Трагедия разрыва единого нуминозного опыта на рациональные фрагменты объяснения реальности приводит к дисперсии смыслов: они оказываются без энергии. Разделённый мир существует с тех пор как онтологическая предпосылка в метафизических конструкциях вплоть до современного этапа развития философии в её дигитальном виде. Теперь делению подлежит уже сам индивид, трансформируясь в дивида цифровой плоскости. Первые философы античности сохраняли единую связь с бытием, досократики дорожили самим чувством невыразимости бытия, что нельзя сказать о позднем движении к онтологии без бытия, но с рационализмом и доминирующей логикой, приведшей к диктатуре числа. Иное отношение к реальности может быть найдено в феномене поэзиса. В чём смысл поэзии Шара и в чём суть концепта поэзиса Хайдеггера? Хайдеггер предлагает вернуть божеств и небо с землёй во взгляде на мир и в чувствовании мира. Зачем их возвращать? Чтобы получить кантовское тождество как высшую способность сознания. Интеллект различает, это его работа, интеллект есть везде в природе. В этом значении интеллект не что иное, как пролегомен к дигитальной детерминанте обычных ступеней сознания, но суть сознания состоит не в этом. Найти тождество значит синтезировать из разных феноменов новое, расширить антропологическую реальность, стать творцом нового антропологического опыта, в котором предикат «антропологический» занимает важнейшее место, так как без него нет способности к синтетическому априори, нет и человека с его раздвоенным существованием, с ощущением времени как внутреннего чувства галлюценоза сознания, являющегося основанием сенсориума – воображаемого, набора аффектов, действующих во времени, а не в пространстве. Аффективное действие сенсориума необходимо, по мысли Ф. И. Гиренка: «…чтобы не продолжилась разрушительная эпоха антропоцена, философии сегодня нужно научиться сохранять аффективный сенсориум галлюценоза сознания» [3, c. 88]. Зачем человеку нужно выходить за пределы налично данного? Затем, что такова субъективность, к которой принадлежит человек. В обращении к ней человек реализует себя как сознательное существо. Видя в любой вещи одно – сложность четверицы Хайдеггера, человек вступает в инициацию бытием. «”Поэтически жительствовать” значит находиться в присутствии богов и быть потрясенным сущностной близостью вещей» [11, с. 17]. Инициация бытием (Seyn), субъективностью, галлюценозом сознания вводит человека в гармоничный мир досократической мысли и видов сознания, существовавших в доосевую эпоху. Чем отличается доосевая эпоха? Я думаю, целостностью сознания, гармоничным взглядом на мир. Для чего необходимо вернуться к архаичным формам сознания? Для того, чтобы спасти человека от неминуемого схлопывания в мире числовых соотношений.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=