Гуманитарные ведомости. Выпуск 4(40). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (40), декабрь 2021 г 10 Своим имманентным опытом постижения зла Достоевский как раз и хотел показать, что зло не может быть оправдано разумом, разъяснено им в своей мнимости или ирреальности – будь то как иллюзия нашего незнания (рациональная теодицея) или как необходимая часть нашей свободы (моралистическая теодицея). Зло не может быть оправдано, а может быть только побеждено любовью [см. 4, с. 623]. Особенности христианского гуманизма Достоевского [ком. 1] «Гуманистическое мировоззрение Достоевского во многом базируется на этике имманентного постижения зла. Как проницательно заметил С. Л. Франк, согласно Достоевскому, зло, слепота, хаотичность, дисгармония не только свойственны человеку, но в каком-то смысле связаны с глубинным движением его духовных сил. Именно там, где человек в своих слепых и разрушительных страстях восстает против требований разума и правил общепризнанной морали, прорывается наружу подлинная реальность человеческого духа. Беспощадное обличение человека органично переходит при этом в своеобразное оправдание человека. Прежде всего, это ощущается чисто эстетически» [12]. «Достоевский не отворачивается с брезгливостью или презрением ни от одного человеческого существа, как бы дико, зло и слепо оно ни было. Перед лицом морализирующего общественного мнения Достоевский – призванный адвокат своих падших, злых, слепых, буйствующих и бунтующих героев» [15, с. 395]. «Достоевский особенно остро ощущает онтологическую глубину темных, иррациональных сторон человеческого духа. Характерно, что всяческое зло в человеке – ненависть, самолюбие, тщеславие, злорадство, и по большей части даже плотская похоть – не есть для него свидетельство бездушия, но признак особой напряженности духовной жизни» [12]. В этом смысле он мог бы сказать вместе с Гегелем: «Если духовная случайность, произвол, доходит до зла, то и последнее все же представляет собой нечто бесконечно высшее, чем совершающееся согласно законам движение светил или невинность растений, ибо то, что таким образом уклоняется от правильного пути, все же остается духом» [3, с. 31]. «Для Достоевского аморализм, скрытый в глубинах человека, – подчеркивает В. В. Зеньковский, – есть тоже апофеоз человека : этот аморализм – явление духовного порядка, а не связан с биологическими процессами в человеке» [8, с. 231]. «По Достоевскому, зло в человеке, в конечном счете, проистекает из оскорбленного чувства человеческого достоинства и есть либо слепая месть за оскорбленное достоинство личности, либо попытка – хотя бы нелепым и разрушительным образом восстановить его попранные права. Эта проникновенная загадка, справедливо замечает С. Л. Франк, вплотную приближающаяся к аморализму (но в силу центрального значения понятия вины никогда с ним не совпадающая), напоминает дерзновенную мысль Якова

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=