Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 97 друзьями (52,8 %), либо со всеми (47,2 %). С малознакомыми людьми стикеры в сетевом общении не использует никто. Вопрос о том, применяются ли разные наборы стикеров в общении с разными людьми, получил абсолютно одинаковое количество ответов: 50 % ответили, что они общаются с некоторыми людьми только с помощью определенных стикерпаков, другие же 50 % выразили мнение о том, что они в коммуникации со всеми людьми пользуются одними и теми же наборами стикеров. Наконец, были получены следующие ответы на вопрос о том, всегда ли понятны использованные стикеры: 62,5 % ответивших сказали, что они всегда понимают, что хотел сказать собеседник с помощью использования стикера, 37,5 % опрошенных ответили, что не всегда понимают, что хотел сказать собеседник с помощью стикера. В философии, культурологии, психологии, лингвистике подчеркивается, что общение связано с взаимодействием. Однако не всегда использование стикеров в сетевой коммуникации делает взаимодействие результативным. В связи с этим можно коснуться проблемы коммуникативных неудач. В основном коммуникативные неудачи, по нашим личным наблюдениям, появляются вследствие того, что получающий их не идентифицирует смысл, который вкладывает в стикер отправляющий, или получающий не понимает, насколько соотносится визуальный (если имеется, то и вербальный) код стикера с ситуацией общения. Например, наш собеседник отметил: «Почти всегда понимаю, если конечно они не в шуточной форме отправлены» . Из этого замечания можно сделать вывод о том, что передать шутку, иносказание с помощью стикера сложнее, чем с помощью слов. В целом заметим, что включенное наблюдение за использованием стикеров одним человеком (нашим собеседником) и его пояснения к самому процессу употребления стикеров в коммуникативных актах социальных сетей совпадают с тем, как это видится участникам опроса. Принципиальных различий не наблюдается, то есть в отношении к стикерам как части современной сетевой коммуникации присутствует заметное единообразие. Проведенное исследование позволяет сделать разнообразные выводы. Во-первых, сетевое общение активно вошло в современную жизнь, стало ее частью и заметно обогащается за счет логографических компонентов (в нашем случае стикеров), эволюция которых, по признанию исследователей, прослеживается довольно отчетливо. Во-вторых, необходимо констатировать, что стикеры, по мнению участников сетевой коммуникации, помогают выразить эмоции, передать дополнительный смысл, сэкономить время, то есть имеют довольно широкий спектр выполняемых функций. В-третьих, выбор стикера может зависеть от особенностей общения, от личностных качеств участников коммуникации, их намерений, целей, внешнего вида самого стикера. В выборе стикеров, таким образом, довольно значительно проявляется личностное начало, что, безусловно, напоминает процесс выбора слова в речи, то есть можно даже говорить о том, что в употреблении стикеров проявляются особенности языковой личности участников коммуникации. В-четвертых, в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=