Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 92 понятно, что можно общаться через время и расстояние, делать это достаточно быстро и успешно. В статье «Философия социальных сетей» Т. В. Маркова и Д. А. Щербатых отмечают: «Формам общения свойственно меняться – чем новее общество, тем современнее появляются средства и методы связи. С развитием социума развиваются и способы взаимодействия между людьми…» [14, с. 82]. Форма современной сетевой коммуникации сочетает в себе признаки письменной и устной речи. Мы напомним, что непосредственная форма отправления сообщений, конечно, письменная (в данном случае мы не останавливаемся на аудиосообщениях), и в то же время сообщения имеют целый ряд черт, которые традиционно характеризуют устную форму: особый синтаксический строй речи, использование разговорных, сниженных, сленговых, жаргонных, региональных лексических единиц, повышенная эмоциональность, отсутствие многих знаков препинания часто не вследствие безграмотности, а именно из-за того, что высокий темп организации коммуникации требует быстрого реагирования. Мы согласны с тем, что для устной речи часто характерно наличие повышенной эмоциональности. Способами выражения эмоций при организации непосредственной устной коммуникации могут стать не только вербальные, но и невербальные средства: мимика, жесты, положение тела в пространстве, взгляд, различные интонационные, тембровые особенности. В письменно- устной форме, к которой и относится сетевая коммуникация, использование перечисленных средств невозможно. Именно поэтому в ней вырабатываются новые средства выражения эмоций. Об основных способах передачи эмоциональной составляющей в сетевой коммуникации написано много. В этой связи вспоминаются работы Андреевой О. С. [2], Пущиной Е. В. [2], Крыловой М. Н. [12], Мозговой А. О. [16] и др., в которых были определены особенности выражения эмоций в интернет-общении. Усилению эмоциональности высказывания в сетевой коммуникации может способствовать использование эмодзи. Отметим, что имеется некоторая разница в понимании терминов смайлики, эмодзи, эмотиконы. Так, на одном из научно-популярных сайтов, рассказывающих о графических способах выражения эмоций, читаем: «Тенденция отправлять изображения вместо сложных предложений началась с эмотиконов. Эмотиконы, представляющие собой простые (а иногда и сложные) типографические изображения, были придуманы исследователем из Университета Карнеги – Меллона» [9]. Подчеркнем, что использование различных знаков для передачи эмоций, особенностей содержания высказывания в сетевой коммуникации сближается с проблемами понимания символа. Традиционно отмечается, что символ не только указывает на предмет, но и может быть источником смысла, что сложно дать однозначную «расшифровку» символа. Это понимание символа необходимо для дальнейшего анализа использования эмодзи в сетевом общении. Однако понятие эмотикона включает любые комбинации знаков (круглые скобки, угловые, двоеточие, тире и др.), которые позволяют передавать эмоции. Постепенно эмотиконы трансформировались в эмодзи:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=