Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 9 деятельности человека в условиях критического мышления. Знание – это познание самого себя, направленное на практические действия, предварительно прошедшие критическую самопроверку. Так в диалоге «Государство» Платон говорил, что человечество живёт в мире «теней» (выражаясь современным языком – в виртуальном мире иллюзий), принимая их за истину. Этот диалог – прекрасная метафора скрытой глубинной реальности. Чтобы понять скрытое, необходимо размышлять, учиться, выходить за границы псевдоочевидного, постигая то, что скрыто. Аналогичный пример приводит Хилари Патнема в своём эксперименте «мозг в бочке»: можно извлечь мозг из тела человека, поместить его в питательный раствор и подключить нейроны его мозга к компьютеру, которые будут генерировать электрические импульсы, похожие на те, которые мог бы получать мозг, находясь в своём теле. В этом случае он будет продолжать осознавать себя существующим, продолжая постигать окружающую реальность, которую генерирует компьютер, считая этот мир реальным. Платон доказывал, что философствование требует развития разума и памяти, воспитания, мужества и смелости, то есть способность усомниться в собственном убеждении и, если оно не пройдёт рациональной проверки, отказаться от него. Учение Аристотеля о законах логики об определении и понятиях, суждениях и заключениях, о методах доказательства и опровержении, которые легли в основу его «Органона», определили место критического мышления в системе познания человека и внесли вклад в развитие его процедуры. Аристотель утверждал, что только высший созидательный разум способен познать сущность вечного бытия. Чистое деятельное мышление – это и есть вечный двигатель мира. Этот высший разум отличается от пассивного воспринимающего человеческого разума. Критическое мышление относится не к «пассивному», а к «высшему разуму». Взгляды Аристотеля стали фундаментом для понимания сущности и важности мышления в процессе познания мира. Аристотель был убеждён, что философия начинается с удивления, что в мире есть нечто, что я не могу объяснить. Он писал, что необходимо сначала увидеть то, что ты чего-то не понимаешь. Таким образом, древнегреческие философы различали мнение («doxa) и объективное знание («episteme»): объективное знание постоянно и не зависит от одного человека, а мнение – изменчиво, ситуативно и подчас обманчиво. Doxa Парменид называл «призрачным представлением», а Платон считал его лежащим между знанием и незнанием. В основе практического мышления лежит формальная логика как наука о правильном мышлении и риторики как учения об искусстве убедительной речи, основателем которых был Аристотель. Критическое мышление – это аргументированное мышление. Аргументация диалогична, так как представляет собой полное или частичное обоснование какого-либо утверждения при помощи других утверждений. Апеллируя к технике мышления, аргументация шире логических доказательств. Она основана на правилах построения формально непротиворечивого

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=