Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 85 искусстве значение произведения настолько абстрактно, что не может найти адекватного выражения в материальной форме и противопоставлено нам как загадка (например, искусство Древнего Египта) [5, c. 8]. В классическом искусстве заключено идеальное соотношение содержания и формы [5, c. 9]. Романтическое искусство (die Romantische Kunst) Гегеля – это, по сути, искусство христианского мира. В романтическом искусстве дух пытается выйти за границы материальности, стремится к выражению бесконечности и постоянной изменчивости духа, особенно в поэзии, музыке, живописи, что по Гегелю, совершенно недостижимо, и требуется переход на следующую ступень самопознания – религию. «Ближайшей областью, возвышающейся над царством искусства, является религия. Религия имеет формой своего сознания представление, так как абсолютное перемещается здесь из предметности искусства во внутреннюю жизнь субъекта» [4, c. 112]. Гегель далее поясняет, что «искусство является для религии только одной стороной: если художественное произведение представляет нам в чувственном виде истину, дух как объект, и дает эту форму абсолютного как адекватную, то религия прибавляет к этому молитвенное преклонение субъекта перед абсолютным предметом» [4, c. 112]. Романтическое искусство, хотя и правильно понимает дух, но никогда не сможет полностью его выразить, никакая материальная среда не может быть по-настоящему адекватной самовыражению духа. Романтическое искусство осуществляет диалектический переход от эстетического к религиозному [26, p. 207]. Содержание романтического искусства также составляют три аспекта: 1) «религиозное как таковое» тождественное со священной историей христианства; 2) направленность к познанию абсолюта со стороны человека в земном мире; 3) «формальная самостоятельность», т.е. способ и форма изображения приобретают произвольность и независимость [5, c. 242]. Общим содержанием «романтического религиозного круга» (der religiцse Kreis der romantischen Kunst) Гегель называет любовь, отмечая, что «мы можем указать на любовь как всеобщее содержание романтического в его религиозной сфере» [5, c. 247]. В явлении Христианского Бога в мире произошло «примирение духа с самим собой», процесс истинности стал наглядным и достоверным. Основанное на вере и дающее наглядное свидетельство истины есть «высший» вид искусства и именуется «религиозным романтическим искусством (die religiцse romantische Kunst)» [5, c. 249]. Гегель полемизирует с Шлейермахером, считая чувственную составляющую лишь первым аспектом религии, наряду с созерцанием и представлением [6, c. 255]. Как поясняет В. Виндельбанд, в философии Гегеля отдельные религии – это «ступени представления, которые проходит абсолютный дух в человеческом сознании» [2, c. 355]. Развитие осуществляется от естественной религии (колдовства) к религиями духовной индивидуальности (иудаизм, греческая и римская религии), и завершается «абсолютной религией» – христианством [6, c. 413]. Заслуга Гегеля в выявлении рефлексии и самоописания как основы эволюционной динамики, которая на каждом этапе обусловлена культурно-историческим контекстом. «Эстетическая, религиозная и философская жизнь суть только различные проявления одного и того же

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=