Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 84 миру, историческим фактам и т.п. [24, p. 516]. Романтизм отвергает рациональные принципы эпохи Просвещения, с ее стремлением к истинной репрезентации мира и предлагает творческую интерпретацию, основанную на свободе, чувственности и крайнем индивидуализме. Ф. Шлейермахер отмечая свою нечувствительную к искусству натуру, полагал, что должен быть переход от искусства к религии [3, c. 430], отмечая, что религия и искусство «дружно стоят рядом, но не ясно осознают свое близкое родство» [3, c. 431]. Такую связь искусства и религии как стадий развития абсолютного духа предложил великий немецкий философ, создатель системы философских наук Г. В. Ф. Гегель. Его теория была итогом развития философии немецкого идеализма, философией, выразившей идею «диалектики добра и зла», которой следовала романтическая школа [10, c. 311]. Именно в его сочинениях и концептуализируется понятие религиозного искусства. Искусство, религия и философия относятся Гегелем к третьей форме развития Духа – к абсолютному духу (der absolute Geist). Абсолютный дух – это ретроспективное познание духом самого себя [4, c. 109-112], [26, p. 29], [14, c. 229]. Дух противостоит самому себе как объект познания и осознает себя. Так объясняет Г. Маги взаимоотношения искусства, религии и философии в понимании Гегеля. Все эти три вида деятельности абсолютно уникальны для человечества, и каждая состоит из способов, которыми человечество противостоит самому себе. Создавая произведение искусства, автор проявляет человеческую природу и способ восприятия вещей. Искусство и религия схожи в своей чувственности: они используют образы, метафоры и различные пластические средства, чтобы найти выражение духа [26, p. 29]. В этой зависимости от предметного и чувственного мира заключается ограниченность искусства и религии по сравнению с философией. Однако, как справедливо объясняет Н. А. Татаренко, чувственные формы необходимы духу, «истина (Wahrheit) должна быть видимой, явленной (er-scheinen), иначе она остается пустой абстракцией (Abstraktion). Божественное же должно обладать существованием, особым наличным бытием (Seinfьr-Eines, Dasein haben), в частности, обладать возможностью каким-то образом быть увиденным, зримым, чтобы быть познаваемым» [15, c. 31]. Также существенно замечание исследовательницы о важном значении для Гегеля категории «видимости» (Schein), которая, в отличие от древнегреческой традиции противопоставления истине, наделяется «свойством особой объективности» [15, c. 31]. «Искусство происходит из самой абсолютной идеи и его целью является чувственное изображение абсолютного», – считает Гегель [4, c. 75]. В произведениях искусства идеи и интенции духа выражены в различных материалах, происходит опредмечивание, воплощение идеи в чувственных формах – через образы, модели, звуки и т.п. Это чувственное изображение абсолютного духа, «следствие мыслящей, творческой сущности человека» [4, c. 37]. В «Лекциях по эстетике» Гегель приводит и анализирует различные формы искусства и этапы его исторического развития. На основе согласования содержания и материальной среды он выделяет три вида искусства: символическое, классическое и романтическое [5, c. 8-9], [25, p. 42]. В символическом

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=