Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 81 «прекрасное» в философии Канта представляет собой суждение, высказанное о допущении всеобщего благорасположения к предмету [11, c. 79]. В искусстве, с таких позиций, действует эстетическая способность суждения, которая основана на формальной целесообразности и незаинтересованности. Последнюю характеристику А. Ф. Асмус объясняет у Канта, как не связанную с реальным существованием изображенного предмета [1, c. 191]. Для эстетической способности суждения безразлично, создан ли предмет посредством воображения или существует в реальности. Предмет может быть прекрасным вне зависимости от факта его наличного существования. Вторая категория эстетического суждения – «возвышенное». И. Кант отмечает, что «возвышенно то, что непосредственно нравится в силу своего противодействия чувственным интересам» [11, c. 138], выводит за пределы наличного опыта в сферу разума («мира свободы» и нравственного императива). Примеры возвышенного Кант находит в поразительных явлениях природы. Искусство также способно «выйти» на уровень нравственности и долженствования посредством особых «представлений воображения» – «эстетических идей» [11, c. 187]. Искусство Кант относит к особой области человеческой активности, направленной на создание прекрасного, и характеризует ее как создание чего- либо через свободу (решение), в основе которого лежит акт разума. Дух (Geist) выступает как принцип, оживляющий материал художественного произведения, приводящий душевные силы в целесообразное движение. Тем самым, в искусстве присутствует способность изображать в чувственной форме «эстетические идеи». Изображая такие идеи разума, как вечность, творение, смерть, любовь, поэт стремится дать во всей полноте чувственный образ того, для чего в природе нет примера. Красота понимается Кантом не как растворенная в совершенстве (что характерно для христианской концепции), но как способ «выражения эстетических идей» [1, c. 242]. Как это отразилось на последующем формировании автономии и концепта «религиозное искусство»? Все эти критерии формулируются в рамках критики способности суждения, оценки чувственных данных. Некоторые произведения искусства обладают такими характеристиками, которые осуществляют выход за пределы чувственности в сферу свободы и идей разума (норм долженствования). Эти критерии обосновываются вне апелляции к собственно «религиозным» аспектам и ценностям. Нравственность у Канта доказывается рационально и увязывается с должным поведением, а не спасением (откровением и т.п.). Но в тоже время, если развить логику Канта, произведение искусства выводит на проблемы, решаемые именно религией, которую философ определяет как «познание наших обязанностей как божественных заповедей» [11, c. 357]. Следующим важным автором, повлиявшим на формирование романтической концепции религии и искусства, был Ф. Шлейермахер (1768- 1834). В 1799 году он пишет сочинение «Речи о религии к образованным людям, ее презирающим», в котором определение сущности религии перемещается в область чувства. Шлейермахер отказывается от рационализма догматики и понятий, от «мертвой буквы» священных текстов. «Религиозность,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=