Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 8 выставить собеседника всезнайкой, не победить в спорте, а совместными усилиями прийти к решению вопроса или сблизить их позиции. Метод сократовской майевтики – рефлексивного размышления – стимулировал разработку методов аргументации. Этот метод – самая известная стратегия формирования критического мышления, так как Сократ разработал последовательность критического способа рассуждений: - общепринятые мнения, содержащие скрытые основания наших суждений и поступков, необходимо представить в виде вопросов; - постепенное выявление различных убеждений от тех, которые внешне привлекательны для нашего эгоцентризма, но разумными не являются; - достигнуть необходимых идей и ценностей в наших действиях. Сократ доказывал важность умения задавать содержательные глубокие вопросы, заслуживающие доверия, которые должны пройти проверку разумным обсуждением. Лучшим способом формирования критического мышления выступает диалог. Искусство вести беседу (диалектика) связано со способностью при помощи вопросов и проблематизации мнений собеседников двигаться к более истинным представлениям о предметах разговора. Сократ был убеждён, что вовремя и хорошо поставленный вопрос может привести собеседника к более достоверному и обоснованному представлению путём самостоятельного размышления, так как вопрос раскрывает то, что мы недопонимаем и уводит от иллюзии понимания проблемы. Сократ создал оригинальный метод ведения диалога путём вопрошания, что вызывало у собеседника понимание скрытых в себе возможностей иначе взглянуть на мир. Знаменитый лозунг Сократа «Я знаю, что я ничего не знаю, но другие не знают и этого» можно считать квинтэссенцией критического мышления, ибо в нём кроется парадоксальность «знаю-не знаю». «Умное незнание» – это признание того, что знание конечно. Осознание своего недопонимания – это начало мудрости. Вопрошание – это метод Сократа. Сократ – учитель Платона, а Платон – учитель Аристотеля. Поэтому вопрошание – это античная традиция критического мышления. За майевтикой Сократа последовала разработка критического мышления Платона, Аристотеля и греческих стоиков, которые утверждали, что предметы внешне отличаются от своего внутреннего содержания. Идеи скрытой истинной реальности восходят от Сократа к Платону: чувственный мир – внешний и обманчивый, подлинную реальность надо искать путём умственного постижения сущности и выявления закономерностей. Платон продолжил традиции критического мышления в своих диалогах. На основе идей Сократа предложил своё учение о значении разума как способе познания и объективности истины. Различая две части души – разумную, которая обращена к миру идей, и неразумную, обращённую к миру вещей, Платон подчёркивал, что в процессе мышления душа активна, рефлексивна, внутренне противоречива и диалогична. Он писал: «мысля, она делает не что иное, как рассуждает, сама себя спрашивая, утверждая, и отрицая» [5, с. 289]. Так Платон отстаивал идею о мышлении, как о специфическом виде

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=