Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 79 носители, что, по мнению Лумана, является одним из существенных отличительных признаков художественной системы. Наблюдение второго порядка, то есть различение форм внутри работы, также происходит в области восприятия. На этом уровне не существует «гармонического целого», а есть лишь серия дифференцированных различий. Момент понимания заключается в общности воспринимаемых форм, «консенсуса на уровне форм». В тоже время, искусство в обществе выполняет критическую наблюдательную функцию создания «двойника» реальности и практики наблюдения со стороны, то есть является «наблюдением второго порядка» даже на этапе создания и бытования единичного произведения искусства. Произведение искусства (Kunstwerk) специфично тем, что его можно наблюдать, при этом оно «отличается от других объектов мира, если зритель декодирует структуру различений работы и делает выводы, что объект не возник спонтанно, но обязан своим возникновением намерению передачи информации» [21, p. 39]. В искусстве маркером формирования автономной области служит различение красивый / уродливый (schцn / hдsslich), которое было концептуализировано в результате философских и литературных дискуссий XVII – XVIII веков. Религиозное искусство. Истоки различений. Любое понятие, как было отмечено выше, с точки зрения философии Лумана, это форма-наблюдатель, конструкт, ограничивающий некоторое множество релевантных характеристик от всего «остального», незначительного, и исключенного из поля зрения (внешняя сторона формы), «unmarked state». В разных социальных системах наполнение термина может отличаться, каждый наблюдатель по-своему конструирует и определяет феномены. Религиозное искусство должно быть отличаемо от других (не религиозных) объектов/ феноменов системы искусство. Тем не менее, критерии отличия могут конструироваться совершенно различными системами, причем не только религией, искусством, но также политикой, образованием, наукой и др. Однако представляется, что стартовой точкой рассуждения следует выбрать само начало отдифференциации системы искусства. Как справедливо указывает И. А. Тульпе, «теоретическая проблема религиозного искусства возникла, когда искусство стало самоопределяться» [16, c. 242]. Религия, по Луману, выполняла роль универсального способа редукции комплексности (сложности) мира. В ходе общественной эволюции и структурного усложнения социума, формулируются самостоятельные проблемно-тематические области, которые оформляются в автономные дифференцированные субсистемы современности. Функцию религии Луман считает «остаточной», то есть понимает ее как находящую свою функциональную уникальность по мере обособления других систем. Религия уходит с общественных и политических ролей, занимая нишу личного самоопределении в вопросах веры, постепенно перестает выполнять несвойственные ей функции [25, loc. 1710]. В данной статье мы сконцентрируемся на проблеме генезиса понятия «религиозное искусство» с точки зрения процесса отдифференциации системы искусства. Какие критерии

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=