Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 78 решаемых общественных потребностей (отвечает на вопрос «зачем?» или «что делает религия?»), а также кластерный, конструирующий определения из набора сущностных и функциональных характеристик и представляющий собой некоторые перечни. Начиная со второй половины XX века распространяются тенденции, отрицающие возможность определить религию (У. К. Смит, Дж. З. Смит) и искусство (М. Вейц). Тем не менее, необходимость «рабочих» определений сохраняется. Подход Н. Лумана аккумулирует наработанные классические схемы в области социальной философии и предлагает системный взгляд, различающий внутренний уровень системы, регулируемый бинарным кодом, и внешний – функциональный, отвечающий за «вклад» в общую социальную систему коммуникации. Функциональное определение религии было разработано немецким философом еще в ранний период научной деятельности в работе «Функция религии» (1977) и акцентировалось на описании превращения неопределенной комплексности (сложности) в определенную или определяемую комплексность [19, с. 33]. Коммуникативное определение было предложено в фундаментальной работе «Общество общества», акцентируясь на «связывании с начальным» (Rьckbindungen), т.е. на семантике и практиках, оперирующих различением знакомого и незнакомого (Vertrautem und Unvertrautem) [13, c. 249]. Религиозная коммуникация всегда была связана с фигурой «тайного», системой запретов и коммуникативных ограничений в форме ритуала [13, c. 252] и продолжает действовать с установлением системного кода религии, под которым понимается различение трансцендентное/имманентное. В данной дифференциации «имманентное» – это мир наличный (vorhandenen) достижимый (erreichbaren), близкий/знакомый (vertrauten), положительное значение, которое обеспечивает способность подключения психических и коммуникативных операций, а «трансцендентное» – обозначает отрицательное, рефлексивное, отражающее значение кода, источник контингентности (возможности быть иным). «Трансцендентное не может быть понято как “другой мир” или область, расположенная далеко вверху или внизу». Трансцендентное – это принципиально иной смысл (second meaning), всеохватывающая вторая версия мира, где самореференция имеет смысл только как инореференция, а комплексность имеет значение всеохватности (implexity) [23, p. 95]. Единство различения имманентного и трансцендентного составляют код религии [23, p. 96]. Определение системы религии, по Луману, «это история ее дифференциации», в процессе которой можно выявить черты, характеризующие ее как уникальную систему [22, p. 149]. Проблема определения искусства также конструируется философом на основе базовых принципов теории коммуникативных систем, семантических и институциональных самореперезентаций, функции в общественном аутопойезисе. На «внутреннем», коммуникативном, уровне искусство представляет собой особую коммуникацию, тесным образом связанную с восприятием. Искусство позволяет системам сознания коммуницировать, а системам коммуникации воспринимать на основе общего медиума – смысла. Коммуникация в области искусства опирается на чувственно воспринимаемые

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=