Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 77 из характеристик его сущности), а не просто служит в качестве «Библии для неграмотных» или «визуальным словарем» (visual vocabulary) [19, p. 25]. В предисловии к энциклопедическому словарю «Искусство и архитектура мировых религий» Л. Росс отвечает на вопрос «Что есть религиозное искусство?» следующим образом: «любые или все видимые манифестации веры, визуально проявленные в огромном разнообразии форм» (any and all visible manifestations of belief visually manifested in a great diversity of forms) [17, p. xv], религиозное искусство также перформативно и включает действия и отношения [17, p. xv]. В данной статье предпринимается попытка объяснения термина «религиозное искусство» с точки зрения коммуникативной теории систем Н. Лумана. Предложенная немецким социологом теоретико-методологическая схема описания современного общества может выступать в качестве метатеории. Она была разработана для теоретического осмысления социальных процессов единым понятийным и методологическим инструментарием. Общество мыслится социологом как система коммуникаций, воспроизводящаяся аутопойетически, то есть самостоятельно, внутрисистемно. Самореферентный способ системного развития объясняет и постоянное переосмысление внутрисистемных структур и элементов, изменение смысловых характеристик и критериев при сохранении идентичности системы и преемственности с предыдущими состояниями. Луман говорит о том, что система постоянно самоопределяется [21, p. 293]. Любое дальнейшее определение системы должно быть «оставлено на усмотрение времени», когда не может быть найдено «конечное» определение, или отказ от него, так как система настроена на аутопойезис, то есть на самовоспроизведение. Однако любые дискуссии, реинтерпретации, отрицания несут в себе потенциальный импульс к дальнейшим изменениям, инициируют пересмотр системных границ и пределов, способствуют «включению исключенного». Концепт «религиозное искусство» уже по своему лексическому виду представляет собой междисциплинарный конструкт. Дискуссии о дефинициях «религии» и «искусства» не прекращаются с момента дифференциации этих системных областей, а в логике системной теории Лумана достижение консенсуса и не представляется возможным. Тем не менее, поиски актуальных определений не лишены смысла. Они представляют собой наблюдение «второго порядка», письменную саморефлексию систем о себе, отражают современное состояние систем, различают собственные критерии. Как считает Луман, такая «понятийность» делает «различимыми различения» [12, c. 61], именно благодаря такому свойству науки «она отличается от нормального, так сказать туристического приобретения знания» [12, c. 65]. Концепты «религия» и «искусство» в системной теории Н. Лумана В пространстве поиска определений таких социальных феноменов как «религия» и «искусство» существует несколько подходов. Это, так называемый, эссенциалистский (essentialism), ориентированный на сущность (отвечает на вопрос «что?»), функциональный (functionalism), сосредоточенный на поиске

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=