Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 75 М. С. Лютаева Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых КОНЦЕПТ «РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕОРИИ КОММУНИКАТИВНЫХ СИСТЕМ НИКЛАСА ЛУМАНА 2 В российском и западноевропейском научных дискурсах вопрос дефиниции и методологии изучения религиозного искусства является дискуссионным. В данной статье предпринимается попытка объяснения термина «религиозное искусство» с точки зрения коммуникативной теории систем Н. Лумана. Разработанная немецким социологом теоретико-методологическая схема описания современного общества выступает в качестве метатеории. Рассматриваются принципы описания религии и искусства как автономных систем, конструирующих собственные письменно зафиксированные смыслы. Изучение динамики смысловых различений приводит к выводам о возникновении концепта в философии немецкого идеализма и романтизма, в период закрепления автономии искусства как отдифференцированной коммуникативной системы. Выявляются критерии, закрепившиеся в системе искусства, на основе которых часть феноменов художественной системы характеризуется как «религиозная». Ключевые слова: религиозное искусство, Никлас Луман, религия и искусство, немецкий идеализм, романтизм, И. Кант, Ф. Шлейермахер, Г. Гегель. M. S. Lyutaeva Vladimir State University (Vladimir, Russia) THE CONCEPT «RELIGIOUS ART» CONSIDERED FROM THE POINT OF VIEW OF THE THEORY OF COMMUNICATIVE SYSTEMS BY NIKLAS LUHMANN In Russian and Western European scientific discourses, the question of the definition and methodology of studying religious art is controversial. This article attempts to explain the term from the point of view of Luhmann's communicative systems theory. The theoretical and methodological scheme for describing modern society, developed by a German sociologist, acts as a metatheory. The principles of describing religion and art as autonomous systems constructing their own written meanings are considered. The study of the dynamics of semantic distinctions leads to conclusions about the emergence of the concept in the philosophy of German idealism and romanticism, during the period of consolidation of the autonomy of art as a differentiated communicative system. Criteria are identified on the basis of which a part of the phenomena of the artistic system is characterized as «religious». Keywords: religious art, Niklas Luhmann, religion and art, German idealism, romanticism, I. Kant, F. Schleiermacher, G. Hegel. DOI 10.22405/2304-4772-2021-1-3-75-89 2 Исследование выполнено в рамках проекта РФФИ 19-011-00847 A

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=