Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 72 «профессиональную» деятельность: консультировать единомышленников, отвечать на вопросы, проводить обряды. 55 % респондентов отметили в качестве основной административную функцию. По их мнению, личное присутствие жреца / волхва в социальном пространстве не обязательно для организации процесса управления своими единомышленниками. И 45 % религиозных идеологов охарактеризовали себя как лидеров, вокруг которых даже в информационном, виртуальном пространстве, объединяются группы единоверцев. Проведенное исследование по изучению характера и содержания коммуникативных практик служителей нативистских религиозных культов позволяет говорить о том, что в основе осуществляемой коммуникации лежит модель «Я-Мы». Это указывает на важность и особую значимость для адекватного ведения коммуникативного акта факта единения участников обрядового действа. Каждый участник праздника, ритуала, будь то жрец с его ведущей ролью в данном мероприятии или зритель, наблюдающий со стороны за его действиями, чувствует связь с Другим, проникается его энергией, транслируемыми ценностями и идеалами. Тем самым создается своеобразное ментальное поле, внутри которого происходит диалог. Таким образом, целью обрядового дискурса становится именно коммуникация как передача определенных знаний, информации. Стратегией такого обмена является успешное взаимодействие акторов, в результате которого налаживается адекватная обратная связь. Причем в данном случае агентами коммуникации являются не только служители культа и их единомышленники, но и высшие силы, к которым коллектив и обращается. Пространство, в чьих границах осуществляется коммуникативная практика, – сакральное. Это священное место становится источником силы, благодати, божественной искры, т.е. позволяет любому участнику обрядового действа приобщиться к иррациональному полю, трансцендентному знанию. А каналом такого приобщения, диалога с высшими силами выступают сакральные предметы и объекты окружающей действительности. Образуемые ими смысло-образы организуют своеобразную систему координат, в соответствии с которой и строится коммуникативная практика. Литература 1. Анкин Д. В., Смирнова Е. Д. Интенсионал и экстенсионал [Электронный ресурс] // Гуманитарная энциклопедия: Концепты. URL: https://gtmarket.ru/concepts/7194 (дата обращения: 27.01.2021). 2. Бабайцев А. Ю. Коммуникация // Постмодернизм : энциклопедический словарь. Минск: Интерпрессервис : Книжный Дом, 2001. 1040 с. 3. Балыкина Г. А. Аксиологические основания межкультурных коммуникативных практик // Социокультурные проблемы языка и коммуникации: сб. науч. тр. Саратов: ПАГС, 2014. С. 23-28. 4. Бурдье П. Начала. Сборник текстов. М.: Socio-Logos, 1994. 188 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=