Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 71 социума (неофитов и адептов) и неофициальных носителей языческой идеи – участников Купалы (19-21 июня), традиционного праздника годового круга. Анкетирование проходило в 2015 году в разгар массовых младоязыческих офлайн-мероприятий, объединивших разноуровневые коллективы нативистов: от крупных общероссийских союзов общин до язычников-индивидуалов и групп «неопределившихся». В этнофестивале (официальное название праздника), согласно данным организатора «Содружества общин Велесов Круг», суммарно приняли участие тысяча четыреста человек. В опросе участвовали четыреста двадцать девять респондентов. Полностью отказались от заполнения опросного листа тридцать восемь человек: двадцать четыре мужчины и четырнадцать женщин. Отдельный блок анкеты был посвящен определению институциализации служителей культа. «Из пяти вариантов ответов: “религиозная”, “административная”, “хозяйственная”, “информационная” и “свой вариант”, – респондентам предлагалось выделить одну важнейшую функцию лидера «родноверческой» общины. Данный вопрос вызвал затруднение у девяти респондентов (2,1 %). Наибольшее число язычников в качестве определяющего вида деятельности указали религиозную функцию. Данному варианту ответа отдали предпочтение 179 человек, что составило 41,7 %. Второе место, по мнению адептов движения, занимает информационная составляющая. За данную позицию проголосовало 89 респондентов (20,7 %). В качестве доминирующей функции общинного лидера, административную составляющую, выделили 44 человека или 10,3 %. На последнем месте по популярности находится хозяйственная роль языческого “вождя”. Как первостепенную её выбрало 39 (9,1 %) присутствующих на празднестве. Стоит отметить, что 69 (16,1 %) респондентов предложили альтернативные варианты “лидерского функционала”. Наиболее интересными из ответов, на наш взгляд, являются следующие: “лидер общин это и отец, и брат и князь”, “сексуальное воспитание”, “религиозно-общественная”, “советчик по жизни”, “своим примером являть правильный образ жизни”, “обучение, наставление, делится опытом”, “миротворческая”, “традициональная”, “ведовская”, “моральная”, “великодушие”» [13, с. 281]. Таким образом, рядовые участники этнофестиваля (языческого праздника Купалы) выделяют религиозную функцию лидера в качестве основной. Далее следует информационная и административная деятельности. Современные условия жизни позволяют налаживать коммуникацию разного характера. Выше была рассмотрена личная коммуникация, предполагающая взаимодействие акторов, находящихся в пределах одного пространства. И предмет настоящего исследования предполагает, прежде всего, именно такой тип диалога. Именно поэтому его рассмотрению и было уделено столько внимания. Однако даже в контексте религиозного взаимодействия можно осуществить неличную коммуникацию посредством телефона, электронной и обычной почты, социальных сетей, что и было подтверждено 100 % респондентов. На вопрос «Какую функцию в первую очередь выполняет неличная коммуникация?» 59 % респондентов ответили, что религиозную. Через современные средства связи служитель культа продолжает вести свою

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=