Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 70 создание коммуникативных ситуаций, а именно: обряды, праздники, ритуалы. Респондентам было предложено оценить эти практики в контексте их функционала. Большинство служителей культа (73 %) ответили, что ритуалы, праздники выполняют религиозную функцию. Т.е. это мероприятия, на которых в первую очередь общаются с высшими силами. Второй по значимости функцией явилась организаторская (лидерская). Ее отметили 68 % респондентов. В этом случае обряд, праздник рассматривается в качестве социальной практики, цель которой объединить вокруг жреца / волхва единоверцев и создать единый коллектив, в котором происходит взаимообмен энергий, идеалов, ценностей. Т.е. это то, что было выше обозначено как модель коммуникации «Я-Мы». Две последние функции – административная и развлекательная – были выбраны одинаковым количеством респондентов (по 55 %). Это означает, что, по мнению служителей культа, проводимые ими мероприятия могут рассматриваться как практики, которые способствуют управлению «паствой» и направлены на ее развлечение, организацию приятного и веселого времяпрепровождения. Далее участникам опроса было предложено оценить свою роль в проведении социально-коммуникативной практики. Служители культа должны были проранжировать по степени значимости предполагаемые функции, которые они выполняют во время проведения действа. Большинство респондентов, а именно 68 %, отметили, что они в первую очередь осуществляют религиозную деятельность, т.е. отправляют культ. Значит, в этом случае актор посылает некую ментальную информацию богам и получает от них обратную связь в виде разнообразных внешних проявлений, о которых было сказано в начале статьи. Второй по значимости респонденты (55 %) назвали развлекательную функцию. Т.е. религиозный лидер рассматривает себя в качестве своеобразного актера, который принимает участие в постановке, призванной развлечь вовлеченного в нее зрителя. По 50 % респондентов отдали свое предпочтение административной и организаторской (лидерской) функциям. В этом случае жрец / волхв атрибутирует себя как управленца, религиозного менеджера, с одной стороны, и духовного лидера – с другой. Полученные данные несколько расходятся с ответами респондентов на следующий вопрос: «Какую роль, по вашему мнению, во время проведения обрядового действа вы играете в глазах ваших единомышленников, единоверцев?» При этом было предложено оценить по степени значимости три роли – отправитель культа, администратор, лидер. 68 % респондентов ответили, что в глазах участников обрядового действа они, прежде всего, администраторы. Роль лидера в качестве первостепенной выбрали 59 % служителей культа. 55 % ответов набрал вариант «отправитель культа». Таким образом, можно увидеть, что жрецы / волхвы и участники, наблюдатели обрядового действа по-разному оценивают роль того, кто ведет непосредственный диалог с высшими силами. В данной связи весьма интересным представляется взгляд на первичный функционал жреческо-волховского «сословия» – славянских (родноверческих) служителей культа, с противоположной стороны, с позиций языческого

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=