Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 7 мышления. Первые сведения о «мышлении» можно встретить уже в V в. до н.э. в философских идеях Парменида. Критически переосмыслив дилемму «есть» – «не-есть», он пришёл к выводу, что ни одно явление не обладает статусом существования: оно то существует, то не существует, то есть меняется и исчезает. Поэтому бытование содержит в себе и небытие, а статусом подлинного существования обладает только мысли о вещах [8, с. 4]. Так, путём критических рассуждений Парменид разделил все знания на существующие (мысли) и не существующие (чувства). В своей поэме «О природе он обосновал «первый закон познающего мышления», суть которого заключалась в недопущении существования противоположностей и запрете противоречий (типа бытие-небытие). «Небытие невозможно ни познать, ни высказать: мыслимо только сущее. Нельзя отыскать мысль без бытия: мысль без бытия – ничто» [6, с. 354]. Эти рассуждения Парменида оказали влияние на развитие критического мышления как способа поиска истины для других философов. Огромный вклад в философское осмысление мышления внесли в V в. до н.э. софисты Горгий, Протагор и др., которые считали разум главной силой человека: мудрый – это свободно мыслящий, ибо уж – это способность к самостоятельному решению и действию. Горгий отрицал утверждения Парменида. Поэтому появление взглядов софиста Горгия и элеата Парменида можно считать отправной точкой формирования критического мышления, так как эти два направления были по своей сути противоположностями. Трактат Горгия «О небытии, или о природе» представляет собой критический текст, где заложена основная идея критики как отрицания. Если софисты целью рассуждений считали сиюминутную убедительность и личный интерес, то целью критического мышления была объективная оценка фактов и поиск истины. Однако сам спор софистов и представителя элейской школы внесла вклад в развитие практики критического мышления. Родоначальником критической философской позиции можно с полным основанием считать Сократа. Он был противником утверждений Горгия и встал на сторону Парменида, который считал целью критического мышления поиск истины, основанный на вопросительном философствовании. Сократовский стиль размышлений не просто доказывал значимость критики, системы вопросно-ответных процедур для рационального обоснования выдвинутых позиций, но заключал в себе стратегию вопрошания для любых сфер рассуждения, чем заложил практические основы как европейской философии, так и современного критического мышления. Сократовский метод вопрошающего сомнения в диалоге состоит в следующем: философ задавал собеседнику вопросы, при ответе на которые собеседник приходил к противоречию, осознавая неполноту и неистинность своих взглядов, в которых он был уверен. Именно это сомнение и пробуждало собеседника Сократа к размышлениям и поиску истины. Такой вопросно- ответный диалог Сократ сравнивал с искусством интеллектуального родовспоможения («майевтика»). При таком диалоге целью является не

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=