Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 69 потусторонних сил. Т.е. налаживание договорных отношений не оказывается столь важным. Вторым видом коммуникативного пространства в данном опросе выступили рукотворные культовые сооружения – храмы, капища, культовые столбы, священные рощи, курганы, домашние святилища. Это, пожалуй, более понятные, привычные объекты, в границах которых устанавливается коммуникация с потусторонним. В храмах, капищах, домашних святилищах для осуществления коммуникативной практики используются сакральные предметы. К таковым можно отнести валы, идолов, обрядовый костер, алтари. Они выступают одновременно и в качестве канала передачи информации, и предмета, кодирующего ее. Это неслучайно, поскольку символизм таких инструментов крайне высок. Священные рощи и курганы, несмотря на то, что существуют в природном пространстве, являются рукотворными образами. Следовательно, они вбирают в себя энергию как горизонтального уровня (от человека к человеку), так и вертикального (от человека к высшим силам). Тем самым их функционал приобретает расширение – формирование коммуникации модели «Я-Другой», преобразующейся в модель «Я-Мы». По мнению большинства респондентов (73 %), коллективная (объединительная) функция является наиболее значимой для данных объектов. Подобный результат легко объясним назначением капища, святилища, рощи. Это место единения людей друг с другом и богами, место обмена коллективной энергией. Следующей по значимости опрашиваемые жрецы / волхвы (64%) назвали функцию отправления культа. В данном случае культ обладает некой причинностью вступления жреца в диалог с конкретным богом или несколькими богами. Такая причина может обуславливаться, например, календарем, фиксирующим тот или иной праздник в честь какого-либо бога. Самая незначительная роль отводится административной функции, которую отметили 59% респондентов. Под ней понимается организация индивидов, членов союза, общины, управление ими в пределах данного пространства. Важно понимать, что без подобной организации, элементов менеджмента становится неосуществимым духовное объединение группы единомышленников. Таким образом, можно сделать вывод, что как природные, так и рукотворные объекты обладают для служителей культа, представителей доавраамической религиозности огромной значимостью. Это места с особой энергетикой, обладающие лучшей проводимостью духовного потока к высшим силам. Находящиеся в их пределах предметы-помощники способствуют лучшему налаживанию диалога. Деревья, идолы, курганы сообщают вертикальное движение коммуникации. Озера, реки, камни концентрируют в себе энергию земли, передающейся снизу вверх. Коммуникативные акты проявляются посредством социальной деятельности актора коммуникации, который реализует ее через спектр разнообразных социальных практик [11, с. 117]. В данном случае предпосылками социальных и, следовательно, коммуникативных практик становятся внешние социальные структуры, ориентирующие акторов на

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=