Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 67 специальные узоры и образы. Поэтому, по мнению респондентов, они в меньшей степени подвержены воздействию темных сил во время проведения обряда. В-четвертых, яркое, необычное облачение привлекает внимание других участников действа и способствует концентрации их внимания на происходящем. Набор оберегов. Все респонденты, использующие в обрядовой практике обереги, указали, что они призваны выполнять защитную функцию: «защита от неблагих влияний, принесённых некоторыми участниками обряда», «защита от ненужного в обряде», «защита от негатива», «личная безопасность», «защита от негативных вторжений». Кроме того, было отмечено, что оберег также является средством идентификации, «сплочения членов общины (когда все из них носят оберег одного вида)», «символом веры», «вместилищем духов». Исходя из обозначенных ответов служителей культа, можно определить следующие функции оберегов. Во-первых, оберег как признак «занимаемой должности» в религиозном сообществе, а также принадлежности к той или иной общине / союзу. Во-вторых, оберег как символ языческой веры, которую исповедует индивид. В-третьих, оберег как проекция духов, богов, оказывающих помощь в тяжелых жизненных ситуациях либо во время проведения обряда, праздника. Также участникам опроса было предложено указать какие-либо другие магические предметы, которые используются ими в обрядовой практике. Среди них были названы «чаша – объединение участников в единый круг, физически и духовно», «травы для окуривания – приглашение Духов, защита, очищение», «рог – средство концентрации на действиях», «ключ – для отмыкания обряда, зримые символы Богов (серп = Марена, меч = Перун, веретено = Макошь и т.п.), братина – объединяющая функция, рушники как символ жизненного пути (особенно в обрядах, связанных с умершими)», «ритуальные напитки», «нож – защита, замыкание и оберег круга, очищение и отсечение», «плеть – защита и оружие, которым можно отогнать зло», «музыкальные инструменты». Исходя из анализа представленных сакральных инструментов, можно утверждать, что все они направлены на осуществление коммуникативной практики в контексте модели «Я-Мы». И здесь необходимо уточнить характер осуществляемой коммуникации. С одной стороны, служители культа посредством обрядово-праздничных предметов объединяются с богами. Такими проводниками энергии, эмоций, силы становятся посох, бубен, обереги, а также травы и «зримые символы Богов». Это те внешние атрибуты диалога, которые указывают на его договорной характер, о чем уже говорилось выше. С другой стороны, жрец / волхв стремится к единению с другими участниками обрядового действа, со своими единомышленниками, единоверцами. Через особое одеяние, использование ритуальной чаши, братины, рушников служитель культа налаживает диалог с окружающими пространством и одновременно организует его. Таким образом, в процессе коммуникации с применением сакрального инструментария происходит триединое действие: обращение, вопрошание и слушание [3, с. 28]. Каждый участник обряда воспринимает Другого (жреца, высшие силы, зрителя) в его идентичности. Это восприятие порождает приобщение к миру, в котором Другой существует. И

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=