Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 66 Бубен. Результат опроса показал, что данный сакральный предмет в обрядовой практике используется в первую очередь в качестве маркера лиминальности – пограничного состояния служителя культа. Неслучайно большинство респондентов отметили, что бубен помогает «вхождению в особое состояние», «в ритмический транс», в «трансовое состояние». Кроме того, в ответах было указано, что бубен является «проводником в высший мир», «транспортом, щитом и оружием», способствует «созданию энергетического купола, включению духовного помощника», «невербального обращения к Богам», «привлечению внимания богов и духов», помогает «наводить ритм, организует», «очистить место ритуала шумом». Таким образом, исходя из ответов служителей культа, можно выделить следующие функции бубна как сакрального инструмента. Во-первых, бубен как канал коммуникации, позволяющий отправлять энергетическую, ментальную информацию высшим силам и принимать от них обратную связь. Во-вторых, бубен как очистительный инструмент. При помощи звука место проведения обряда очищается от негативной энергии, от присутствия враждебной материи, от злых намерений недругов. В-третьих, бубен как средство перехода из одного пространства в другое, способное защитить его обладателя от воздействия злых сил. Здесь видна связь с посохом, выполняющим аналогичную функцию в обрядовой практике сибирского шаманизма. В-четвертых, бубен как предмет, создающий ментальное поле вокруг места проведения обряда, тем самым налаживая определенный ритм совершения действий и организуя пространство. В-пятых, бубен как предмет, своим звуком призывающий высшие силы на помощь служителю культа. Также посредством бубна жрец / волхв может вызвать своего духовного помощника – священное животное, например, конь. Обрядовое облачение. По мнению большинства респондентов, обрядовое одеяние служителя культа сакральную функцию не несет. Так, ими было отмечено, что это «ритуальное платье, которое надевают только для ритуала», «специальная праздничная одежда, только для проведения обряда, уважение и торжественность», «важный эстетический элемент, который задаёт тон, настраивает на необходимый лад». Однако одновременно с указанием маркера праздничности респонденты затронули и другую, пожалуй, более важную функцию – настрой участников обрядового действа на процесс. Отмечалось, что облачение способствует «самонастройке на обряд», «вхождению в особое состояние, ощущению причастности к традиции», «переходу из профанного состояния в сакральное пространство обряда». Также служители культа атрибутировали обрядовое облачение в качестве «брони, вместилища духов», «признака чистоты личности», способа «защиты» и «концентрации внимания на себе». Таким образом, можно выделить следующие функции ритуального одеяния. Во-первых, такое облачение позволяет выделить обрядовое действо из ряда других, возможно, рутинных мероприятий. Во-вторых, ритуальный костюм создает атмосферу священности, сакральности, приобщения к чему-то таинственному и табуированному. В- третьих, обрядовое облачение защищает того, на ком оно надето. Несомненно, этому способствуют внешние атрибуты – используемые цвета, орнамент,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=