Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 61 модели происходит в границах оппозиции «личность – общество», где личность ощущает покровительство со стороны коллектива. Настоящее исследование посвящено анализу характера коммуникативных практик, осуществляемых служителями культа во время проведения обрядового действа. В рамках работы был проведен социологический опрос представителей российского нативизма – славянского язычества (родноверие), германо-скандинавской традиции (асатру), так называемого примитивного язычества, осетинской веры «ирон дин», сибирского шаманизма и польского родзимоверства. Необходимо оговориться, что в опросе принимали участие только «руководители» заявленных религиозных сообществ: главы общин, организаций, союзов, жрецы, волхвы, шаманы, – всего двадцать три человека. Соответственно рассматривать проводимые ими коммуникативные практики целесообразно с позиции модели «Я-Мы», где Я – это волхв / жрец, а Мы – единство волхва / жреца с потусторонними силами, со своими единомышленниками. Такая дифференциация позволяет вслед за Ю. М. Лотманом охарактеризовать рассматриваемую систему отношений как магическую. Культуролог выделяет следующие компоненты такого дискурса: взаимность, принудительность, эквивалентность, договорность. Взаимность означает, что «участвующие в этих отношениях агенты оба являются действователями» [9, с. 466]. Проведенный опрос подтвердил, что коммуникативные практики религиозных лидеров обладают данной характеристикой. Участникам исследования был задан вопрос: «Какие факторы указывают на благосклонность / неприятие высших сил по отношению к вам и вашей обрядовой практике?» Ответы позволяют говорить о том, что в 100% случаев жрец / волхв и потусторонние силы совершают действия по отношению друг к другу. Это выражается, по мнению респондентов, посредством тех или иных проявлений окружающей действительности. Например, о благосклонности высших сил говорит то, что «все подношение приняты. Безоблачное небо. Костёр горит ровно. След, оставленный после костра. Во время кампании пришли все Духи и приняли все мои просьбы. Птицы ведут себя спокойно», «внутреннее чувство, что это сработало, огонь вспыхивает, а затем горит тихо, спокойно, но ярко, погода улучшается (если она была плоха до обряда), люди становятся спокойными, их внимание начинает сосредотачиваться на обряде», «присутствие неизвестного во время ритуала ощущается много раз, голоса животных появляются в неожиданные моменты», «все идет без запинок размеренно знаки появляются птица, например, летает по кругу над обрядом, резко стихает ветер и появляется солнце/луна, возникают явления полтергейста симметрично затрачиваемым духовным усилиям». На неприятие высших сил указывают «плохая погода, непреодолимые обстоятельства у собравшихся на праздник, из-за чего они не смогли приехать, разобщённость и отсутствие единого настроя в ходе обряда», «непринятые требы, нестыковки и проблемы в ходе ведения обряда, неблагоприятные знаки и личное ощущение», «явления полтергейста носят отрицательный характер:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=