Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 60 декодирования информации не прервался помехами и барьерами различной этиологии, взаимодействующим субъектам необходимо выработать навык успешной коммуникации. Обратимся к идеям французского социолога П. Бурдье для уточнения данного тезиса. Согласно его мысли, вся человеческая деятельность является совокупностью социальных практик, в основу которых ученый кладет понятие игры. Данное соотнесение двух онтологических категорий не ново: еще в 1938 году Й. Хейзинга уподобил человеческую деятельность и, шире, культуру игре. Однако для данного исследования значимым становится уточнение Бурдье о габитусе. Социолог определяет габитус как некую систему структур, призванных организовывать пространство, в котором они функционируют, для достижения определенных результатов, не являющихся, в свою очередь, самоцелью. Иными словами, габитус – это то начало, которое позволяет индивиду бессознательно сделать выбор в какой-либо ситуации. Одновременно с этим он по своей природе двойственен: с одной стороны, он детерминирует поведение участника акта коммуникации, с другой – он позволяет участнику свободно распоряжаться своим выбором и предпочесть ему другой. Таким образом, габитус порождает и организует коммуникативные практики, в которых принципиально значимым становится функционирование трех аспектов: индвидуализированная способность агента коммуникации действовать согласно порожденной ситуации, взаимодействие нескольких агентов в сформированном сообществе, взаимодействие данного сообщества и каждого его участника с объективной реальностью [6, с. 46]. Эти условия, создаваемые габитусом в конкретном пространстве и времени, в настоящем исследовании приобретают особую значимость, что будет проиллюстрировано ниже. Поскольку любой коммуникативный акт подразумевает взаимодействие двух и более субъектов, следует сосредоточить внимание на характере этого взаимодействия. Коммуникативное действие – подражание, управление или диалог – основывается на синтезе рационального и иррационального начал. Рациональность позволяет акторам в собственной картине мира сформировать систему категорий норм и морали, «опредметить» других акторов, свои отношения с ними. Иррациональный же компонент коммуникации является более широким: он атрибутирует отношение субъекта к бытию, в котором этот субъект в настоящий момент функционирует, отношение к самому себе и то эмоциональное принятие или непринятие данного бытия, которое порождается коммуникативным действием. В соответствии с этим можно говорить о двух типах коммуникации – «Я-Другой» и «Я-Мы». Модель «Я-Другой» основывается на понимании субъектом коммуникации себя как индивида, наделенного правами. Такие же права он закрепляет и за другими субъектами [7, с. 58]. Следовательно, чтобы коммуникативный процесс был признан состоявшимся, всем его участникам необходимо договариваться и приходить к компромиссу. Модель «Я-Мы» предполагает отождествление каждого актора коммуникации с коллективом, общностью в целом. Таким образом, взаимодействие в контексте данной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=