Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 59 model, aimed at obtaining sacred unity with all participants in a particular ritual: the flock – ordinary participants in the ceremony – and higher powers: gods, spirits. The goal of achieving this unity of all actors is to form a communicative triad: addressing – asking – listening. The authors define the communicative action in question as dialogue. The “place of power” plays the central role in the implementation of religious interaction. It’s a natural or man-made object that is a full-fledged actor of communicative practice. Sacred objects such as a staff, a tambourine, ceremonial vestments, and amulets become the tools that form this religious interaction. The worshiper encodes the message addressed to the higher powers and thus contributes to the establishment of the process of feedback with them. Keywords : communication, ritual, worshiper, nativism, habitus, actors, “I-We” model, sacred space DOI 10.22405/2304-4772-2021-1-3-58-74 Процесс коммуникации лежит в основе любой деятельности, направленной на взаимодействие двух и более людей. Несмотря на кажущуюся простоту коммуникации, она является многоплановым понятием, которое можно рассматривать как «одну из основ человеческой жизнедеятельности и многообразные формы речеязыковой деятельности», «информационный обмен», «интеллектуальный процесс, имеющий выдержанный идеально- содержательный план и связанный с определенными ситуациями социального действия», «основу экзистенциального отношения между людьми и решающий процесс для самоопределения человека в мире» [2, с. 372]. Особый смысл эти грани понятия коммуникации приобретают в контексте ритуализированных действий, создающих в занимаемом пространстве априорную трансцендентную атмосферу. Каждый участник общения стремится к пониманию действия другого, к принятию этого действия и порождению адекватной реакции на него. В этой связи неслучайно К. Лоренц утверждает, что коммуникативная функция любого ритуала является «первой и старейшей» [8, с. 560]. Обнаруживающиеся в процессе общения смыслы становятся ключевыми элементами такого взаимодействия. Эти смыслы находят разное выражение в моделях коммуникации, среди которых выделяются линейная модель, модель интеракции и модель трансакции. Линейная модель проявляется в процессе передачи информации реципиенту и воздействии на него. В этом случае общение может быть унифицировано, формализовано, не ориентировано на индивидуально- личностные качества объекта воздействия. В модели интеракции обратная связь становится необходимым элементом процесса коммуникации. Ключевым является субъект-субъектный характер установленных взаимоотношений. Модель трансакции основывается на протяженности выделенного в коммуникации хронотопа. Общение, состоявшееся в прошлом, будет иметь последствия в будущем и оказывать влияние на успешность последующих коммуникативных актов. Описанные три модели коммуникации являются своеобразным следованием социально установленным правилам, необходимым для адекватного взаимодействия. Здесь происходит столкновение картины мира акторов коммуникации, их прошлого коммуникативного опыта, заложенной в каждом из них системы норм. Соответственно, чтобы процесс кодирования и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=