Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 58 С. В. Пепеляева Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет Р. В. Шиженский Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ В РОССИЙСКОМ РЕЛИГИОЗНОМ НАТИВИЗМЕ XXI ВЕКА 1 В условиях существования в религиозном пространстве современной России феномена доавраммического мировоззрения особый интерес представляет изучение специфики формирующейся новоязыческой парадигмы. В предлагаемой статье на основе интернет-опроса идеологов российского религиозного нативизма рассматриваются особенности коммуникативных практик, осуществляемых служителями культа (волхвами, жречеством, шаманами) во время проведения обрядовых действий. В результате анализа полученных данных следует констатировать, что в основе религиозной коммуникации идеологов нативизма лежит модель «Я-Мы», нацеленная на получение сакрального единения со всеми участниками конкретного ритуала: паствой – рядовыми участниками церемонии – и высшими силами: богами, духами. Целью достижения такого единения всех акторов становится формирование коммуникативной триады: обращение – вопрошание – слушание. Тем самым возможно атрибутировать рассматриваемое коммуникативное действие как диалог. Центральное место в осуществлении религиозного взаимодействия играет «место силы» – природный или рукотворный объект, являющийся полноправным актором коммуникативной практики. Инструментом, посредством которого данное религиозное взаимодействие формируется, становится сакральный предмет: посох, бубен, обрядовое облачение, оберег. Кодируя сообщение, адресованное высшим силам, служитель культа совершает намерение налаживания обратной связи с ними. Ключевые слова: коммуникация; ритуал; служитель культа; нативизм; габитус; акторы; модель «Я-Мы»; сакральное пространство. S. V. Pepelyaeva Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering (Nizhny Novgorod, Russia) R. V. Shizhenskiy Immanuel Kant Baltic Federal University (Kaliningrad, Russia) COMMUNICATIVE PRACTICES IN RUSSIAN RELIGIOUS NATIVISM OF THE XXI CENTURY In the context of existence of the phenomenon of a pre-Abrahamic worldview in the religious space of modern Russia, the study of the specifics of the emerging new pagan paradigm is of particular interest. This article, based on an Internet survey of ideologists of Russian religious nativism, examines the features of communicative practices carried out by clergymen (magi, priests, shamans) during ritual actions. As a result of the analysis of the data obtained, it should be stated that the basis of the religious communication of the ideologues of nativism is the “I-We” 1 Данное исследование было поддержано из средств субсидии, выделенной на реализацию Программы повышения конкурентоспособности БФУ им. И. Канта

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=