Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 49 воскресении, если принимать его в буквальном смысле как элемент господствующей христианской традиции, отнюдь не предполагает, вопреки суждению Канта, доктрины психологического материализма. Правда, в истории христианской мысли были исключения из этого общего правила: таким исключением является, например, философия «общего дела» Н. Ф. Федорова, взгляд которого на сущность и задачу «воскрешения отцов» недвусмысленно раскрывает в основаниях федоровского «проекта» именно психологический материализм: «воскрешение», в сущности, имеет смыслом обращение процесса естественного разложения земных тел «отцов». Воскресение из мертвых, как изображает его Федоров, есть процесс отнюдь не сверхъестественный (благодатный), но вполне естественный, если можно так выразиться, научно- технический; представление о преображении свыше здесь отсутствует. Получается, таким образом, что Кант в своем суждении о христианской вере в воскресение несправедлив к историческому христианству , и это суждение верно только для некоторых маргинальных явлений в христианской мысли. Если принимать буквально само это суждение, то оно говорит только часть правды и о кантианской философии бессмертия: она не может быть ни материалистической, ни спиритуалистической. Собственно кантовское учение о бессмертии строится, как известно, в форме постулата бессмертия души. Постольку можно сказать, что этот постулат опосредует чистую этику Канта и его теорию моральной религии. Если это опосредование осуществляется логически (и кантиански) корректно, то можно говорить о правомерном внутри кантианства философском учении о бессмертии. Эта корректность, не есть нечто самоочевидное; она требует удостоверения. Однако еще не факт, что это учение будет совместимо, или тем более необходимо связано, с представлением о воскресении из мертвых. Поэтому вопрос о том, может ли философ- кантианец, без противоречия собственному миросозерцанию, верить в буквально понимаемое воскресение во плоти, можно считать разрешенным положительно лишь в самом общем виде, вплоть до обстоятельного анализа кантовского постулата бессмертия. К исследованию этой темы мы и предполагаем обратиться в дальнейшем. Литература 1. Kant I. Religion innerhalb der Grenzen der blossen Vernunft // Werkausgabe in 12 Bänden. Bd. 8: Die Metaphysik der Sitten. Berlin: suhrkamp taschenbuch verlag, 1997. 2. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Ростов-на- Дону: Приазовский край, 1992. 464 c. 3. Кант И. Критика чистого разума. М.: Наука, 1998. 959 с. 4. Кант И. Основоположение к метафизике нравов // Сочинения в 4 т. на немецком и русском языках. Т. 3: Основоположение к метафизике нравов (1785). Критика практического разума (1788). М.: Московский философский фонд, 1997. С. 39-276.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=