Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 46 в те же самые тела , которыми они обладали при жизни: завершением христианской литургии как подлинно соборного священнодействия будет, говорит русский философ, «возвращение гниющих веществ в те именно тела, которым они принадлежали» [6, с. 375]; разложившиеся и распавшиеся частицы «праха отцов» надлежит вернуть «тем существам, коим они первоначально принадлежали» [6, с. 351], чтобы, составив вместе эти частицы, превратить их «в живые и здоровые тела» [6, с. 375]. Итак, воскресению (точнее, «воскрешению») подлежит именно материальное тело «отцов», бывшее у них при жизни, и поэтому «воскрешение», как последняя фаза нравственной истории христиански просвещенного человечества, как исполнение «долга перед отцами», понимается у Федорова отнюдь не как новое творение, но буквально как реконструкция материальных тел отцов (воскрешение есть «сложение разлагающегося в живое тело» [6, с. 200], «возвращение праху (разрушенным телам) жизни, сознания, души» [6, с. 186], «восстановление жизни» [6, с. 136, 164]), или «воспроизведение из нас … всех прошедших поколений» [6, с. 152]. Задача всеобщего воскрешения конкретизируется как задача возвращения плоти умершим и разложившимся индивидам, причем как трудовая задача для самого человечества. Она может быть такой «имманентной» задачей именно потому, что «воскрешение» трактуется здесь как реконструкция: при допущении, что тело воскресения, будучи плотью, может все же радикально отличаться от прижизненной плоти, «общее дело» уже не могло бы с такой самоочевидностью опираться, как на средство, на рациональную науку, которую, по Федорову, надлежит только вернуть со службы индустриализму, войне и женским прихотям на службу действительно жизненно важному делу всеобщего «воскрешения»; характерно, что свой проект «общего дела» Федоров называет даже «позитивизмом действия» [6, с. 86]. Начавшись планетарной регуляцией природы, работа «всеобщего воскрешения» совершенно закономерно продолжится физико-химическим восстановлением исторической плоти «отцов». Ибо «воскрешение», по Федорову, есть существенным образом не чудесно-«трансцендентный», но натурально-«имманентный» процесс. Оно совершается не только для человека, но и через человека как родовое существо: в новую эпоху истории, говорит философ, мир воссоздается «силами самого человека» [6, с. 139]. Осознавая через человека свои утраты, природа через человека же, через его научное знание и соборное действие, восстанавливает эти утраты [6, с. 152]; осознавая свою свободу, природа через нас превращается в мир свободных и бессмертных личностей [6, с. 168]. История человечества, говорит в другом месте Федоров, и всеобщее воскрешение как главный смысл этой истории, должны быть действием самого человека как рода, «произведением нашего совокупного разума и воли» [6, с. 197]. А она может стать таковой только после преодоления розни и конкуренции, в соединенном человечестве, которое только и сможет быть миром свободных и бессмертных личностей. Поэтому человечество самой своей историей принуждается к тому, чтобы сделать всеобщее воскрешение своим сознательным и свободным делом [6, с. 198]. Исполняя заповедь объединения для воскрешения, само человечество есть поэтому «орудие

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=