Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 45 раздор, и подчинившимися слепым и бессознательным силам природы. Действие слепых непросветленных разумом сил природы влечет климатические диспропорции (засуху и наводнения), катастрофы, болезни и смерть: это – болезнетворные и «смертоносные» силы. В человеческой жизни эти слепые силы порождают взаимное стеснение, борьбу и конкуренцию, приводящие ко взаимному вытеснению лиц и поколений; индивиды и поколения («отцы» и «сыны») могут существовать при таких условиях только за счет друг друга. Падший человек мертв в самом себе и нуждается в воскресении. Смыслом человеческой жизни, смыслом всей истории человечества оказывается поэтому возвращение к Богоустановленному порядку жизни, который явлен в христианском догмате Триединства. Распавшийся род людской подлежит воссоединению для воскресения. Однако своеобразие федоровской этикотеологии состоит в том, что это воскресение изображается в ней как процесс, который должен быть не только трансцендентным, но и имманентным: человек и человечество должны воскреснуть, по существу, собственными силами. Поэтому Федоров предпочитает говорить не о воскре с ении, но о воскре ш ении. Дело воскрешения началось, по Федорову, воскресением Иисуса Христа. Иисус – начаток воскрешения, и Сам он есть «воскреситель». За воскресением Иисуса Христа должно последовать всеобщее воскрешение. Воскрешение, по Федорову, есть заповедь, а, следовательно, долг; воскрешение есть сознательный труд. Исполнение заповеди объединения для воскрешения предполагает, во-первых, воссоединение и исцеление самого человека, человеческой природы, во-вторых, объединение человеческого рода, в-третьих, познание сил природы при помощи естественной науки с целью превращения этих сил из смертоносных и болезнетворных в живоносные, иными словами, регуляцию всей природы, которая возможна как универсальная только в планетарном масштабе, а потому только силами всего объединенного в этом «общем деле» человечества, и наконец, исполнение якобы данной в христианской религии заповеди всеобщего воскрешения сделает возможным возвращение к жизни всех прежде бывших поколений. Это возвращение Федоров понимает совершенно буквально, как оживление «праха отцов». Всякий живой организм смертен, и умирающий человек возвращает земле тот прах, из которого создан. Разложение и гниение умершего есть вполне естественный процесс, отсюда у Федорова появляется рискованная идея, что соединенное знание и действие солидарного человечества сможет обратить этот процесс, и что для соединенного человечества будет возможно возвращение «отцам» не только биологической жизни, но и сознания. Поэтому задача тех, кто сознает нравственный долг перед отцами, исполнение которого в высшем его выражении и есть, по Федорову, воскрешение отцов, искать этот прах отцов: именно он есть предмет нравственного действия во всеобщем воскрешении. Вся Земля есть такой «прах отцов», и археологическая наука может обнаружить отеческий прах в культурном слое нашей планеты, а земледелие как наука и как практика имеет целью, по мысли русского философа, «обращение праха предков в их тело и кровь» [6, с. 387]. При таком понимании дела совершенно естественно, что речь идет о возвращении «отцов»

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=