Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 44 это та же самая плоть, которая была у Иисуса при жизни. В Евангелии от Иоанна Иисус, давая Марии Магдалине удостовериться в Своей действительности через указание на руки и ноги [Ин. 20:20] и через пищу [Ин. 21:5], тем не менее говорит ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему» [Ин. 20:17]. Это уже может наводить на мысль, что тело воскресения не есть та же самая плоть, и что поэтому христианский догмат воскресения во плоти отнюдь не обязательно предполагает тождество физического тела воскресшего. Важно то, что истина о воскресении относится в Евангелии не к одному только Иисусу, но ко всем: «верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» [Ин. 25:26]. Апостол Павел прямо указывает на нетождественность плоти по воскресении и плоти земного тела, когда говорит: «сеется в тлении, восстает в нетлении; … сеется в немощи, восстает в славе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное» [1 Кор. 15:42-44]. Иоанн Дамаскин пишет, в развитие этого же взгляда, что, хотя тело разрушается и истлевает, возвращаясь в землю, из которой оно взято, но оно «воскреснет нетленным» [2, с. 267]; как тело воскресшего Иисуса соединилось с душой, сделавшись уже нетленным [2, с. 271], так и во всеобщем воскресении души соединятся с телами, «делающимися бессмертными и совлекающими с себя тление» [2, с. 272]. Это неизменные тела, не знающие страстей и утомления [2, с. 271]. Иисус Христос воскрес не в виде бесплотного духа, но «воскресение Господне было соединением тела … и души (ибо это было разделено)» [2, с. 271]. Всеобщее воскресение также понимается Дамаскином как воскресение во плоти, как «вторичное соединение и души, и тела, и вторичное воздвижение разрешившегося и умершего живого существа» [2, с. 267]. Однако в святоотеческом богословии, так же как и у апостола Павла, это «вторичное соединение» есть одновременно преображение плоти: тело воскресения изменяет свою природу, становясь нетленным и неизменным. Поэтому и воскресение плоти не есть простая реконструкция ветхой телесности. Предрассудок психологического материализма, для которого тождество личности предполагает тождество материальной организации, а, следовательно, воскресение во плоти может состояться только при условии, что будут вновь собраны и правильно структурированы все физические элементы, составлявшие некогда физическое тело того, кому предстоит воскреснуть, христианскому богословию, следовательно, чужд. Б) Христианство как «материализм»: Н. Федоров Между тем, невозможно отрицать, что в истории христианской мысли были и философы, построения которых предполагали такой психологический материализм, и которые поэтому учили о воскресении в тождественном теле. Пример такого мыслителя – русский философ Н. Ф. Федоров. По учению Федорова, ставшему основой традиции русского «космизма», единство лиц и единство человеческих поколений, сердечная любовь и взаимопомощь между «сынами» и «отцами», есть установленный Богом принцип жизни человечества, нарушенный, однако, самими людьми, впавшими вследствие этого в рознь и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=