Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 43 посредством своего поведения в этом мире гражданином лучшего мира, который он носит в идее» [3, с. 350 (В426)]. Руководствуясь моральным законом, человек делает себя, через все свои поступки и избрания, пригодным (tauglich) к членству в универсальном царстве целей; но это значит, он стремится к полному определению своей воли законом царства целей, стремится к тому, чтобы его воля, или его умонастроение, совпало с всесторонним определением нравственной воли, или трансцендентально- практическим идеалом. Учение же об идеале разума было в первой «Критике» подготовительной формой кантовской этикотеологии. Между тем, как бы мы ни представляли себе конкретно указанное опосредование, т.е. кантианскую этикотеологию бессмертия, важен сам факт, что кантианец может , без противоречия своим методологическим установкам, верить в бессмертие. Но в христианской религии вера в бессмертие тесно связана с верой в догмат о воскресении из мертвых. И если бы теперь оказалось, что христианский догмат о воскресении во плоти отнюдь не столь безусловно связан с предпосылками психологического материализма, как это утверждает Кант, то пришлось бы заключить, что кантианец не имеет методических оснований считать веру в воскресение, именно как веру практического разума, принципиально несовместимой с принципами исповедуемой им моральной религии разума. (Другой вопрос, допускает ли конкретная форма кантианской этико-теологии, например, философское учение о бессмертии в форме постулата практического разума, хотя бы возможность веры в воскресение во плоти, или наоборот: не допускает ли кантовский постулат бессмертия слишком много для того, чтобы разделяющий это положение мог веровать в буквально понимаемое всеобщее воскресение во плоти). Христианское учение и воскресение во плоти А) Христианство и «материализм» Вернемся к исходной философско-религиозной ситуации: Философ Кант утверждает, что буквальное принятие догмата о воскресении во плоти предполагает тезис психологического материализма, то есть убеждение, что основу тождества личности составляет тождество физического тела этой личности, а значит, вера в воскресение во плоти тесно связана с убеждением, что человек воскреснет в том же физическом теле, в котором он пребывал при земной жизни. Однако спрашивается: верно ли фактически (исторически) данное утверждение, то есть, действительно ли догмат о воскресении во плоти означает веру в воскресение в тождественной плоти? Иисус, как описывают его Евангелия, воскрес не как-либо «в идее», он воскрес телесно, как та же самая физическая личность, и потому, когда ученики при встрече с воскресшим Христом поначалу, «смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа» [Лк. 24:37], Иисус в подтверждение тождества личности указывает им на свои руки и ноги и предлагает им убедиться при помощи осязания, «ибо дух плоти и костей не имеет» [Лк. 24:39], а затем для окончательного удостоверения просит пищи и ест [Лк. 24:41-42]. Из этих свидетельств следует только, что тело воскресения безусловно есть плоть (а не дух), однако отнюдь не следует, что

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=