Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 35 общность со всеми добрыми людьми» [1, p. 793 Anm.]. Но она, как утверждает здесь Кант, не может быть использована для религии в пределах только разума, иными словами, не может быть частью философского учения о религии. Она не может входить в состав моральной религии отнюдь не потому, что она есть «исторический рассказ», то есть сообщение о факте опыта: таково же и все предшествующее жизнеописание Иисуса, которое, однако, по Канту, имеет центральное значение в истории распространения истинной религии. История воскресения не может быть моментом религии разума потому, что, если принимать эту историю буквально, то она, как утверждает Кант, допускает некоторое понятие, обременительное для разума в его вере в будущую жизнь: понятие «материальности всякого существа в мире» [1, p. 794 Anm.], а также психологический материализм , то есть материализм личности человека, существующей только при условии тождества тела , и космологический материализм, то есть материализм « присутствия в мире вообще» [1, p. 793 Anm.; курсив Канта. ( А. С. )], означающий утверждение, что существование в мире может быть только пространственным. При принятии гипотезы материализма существование человека после смерти подвергается большой опасности, т.к. оно основано в этом случае на «связности комка материи в известной его форме» [1, p. 794 Anm.]. Если тождество личности человека предполагает тождество тела, то основой организации личности всегда является вещество, составляющее ее плоть, а потому, чтобы можно было утверждать, что перед нами тот же самый человек , его тело всегда должно состоять из того же самого вещества. Итак, психологический материализм основан на допущении, что основу всякой организации составляет материя (вещественное содержание). Кантовское предположение, что буквальное понимание воскресения Христа из мертвых связано с допущением психологического материализма, мотивировано, конечно, христианским догматом о воскресении во плоти . Иисус Христос воскрес не в виде бесплотного духа, но «воскресение Господне было соединением тела … и души (ибо это было разделено)» [2, с. 271]. Более того, воскресение из мертвых относится, согласно вере христиан, не к одному Иисусу, оно ожидает всех, и это всеобщее воскресение также понимается как воскресение во плоти, как «вторичное соединение и души, и тела, и вторичное воздвижение разрешившегося и умершего живого существа» [2, с. 267]. А значит, чаемое воскресение может произойти немалое время спустя после физической смерти воскресающих. Если поэтому гипотеза психологического материализма личности означает тождество физического тела как основы организации этой личности, то утверждение, что воскресение во плоти предполагает психологический материализм личности, означает допущение, что воскресение из мертвых может совершиться только при условии, что будут вновь собраны и правильно структурированы все физические элементы, составлявшие некогда физическое тело того, кому предстоит воскреснуть. Тождество личности воскресшего возможно, при этой предпосылке, только при тождестве всего материального состава его физического тела . Но это последнее не только смертно, оно также преходяще. Поэтому подобная

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=