Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (39). 2021 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого № 3 (39), октябрь 2021 г 34 Кантовский трактат о религии заключает в себе цельный и последовательный философский взгляд на христианскую религию как совокупность учений и как явление в истории, а также развернутую систему суждений о личности ее основателя. Постольку можно говорить о философской христологии Канта, часть которой составляет трактовка Кантом земной жизни Иисуса. Заключительным элементом этой философской христологии можно считать одно любопытное примечание в тексте «Религии в пределах только разума», где Кант говорит о воскресении Иисуса. Догмат о воскресении во плоти – один из ключевых элементов символа веры исторического христианства. Поэтому для философского истолкования христианской веры учение о воскресении также должно иметь немалое значение. Однако Кант, по первому впечатлению, считает такое учение несовместимым с излагаемой им моральной религией разума, под страхом впадения в «психологический материализм», неразрывно связанный, по мнению философа, с буквально понимаемым догматом о воскресении во плоти. Если этот критический тезис высказан Кантом ясно и прямо, то позитивное философское представление о воскресении, которое, ввиду этого тезиса, все же возможно в учении о религии, выражено здесь не вполне четко: однако, по-видимому, как «спиритуализм», так и моральный символизм в философии религии одинаково не требуют веры в телесное воскресение. В этой связи было бы интересно проверить обоснованность кантовских тезисов о воскресении. Такая проверка предполагает ответ на два вопроса: Во- первых, в самом ли деле верно, что неприятие «психологического материализма» сторонниками моральной религии разума в смысле Канта с необходимостью означает, что в религии разума догмат воскресения может пониматься только спиритуалистически или морально-символически, как это, по первому впечатлению, допускает Кант в указанном примечании. Этот вопрос означает, в иной постановке: может ли философ-кантианец верить в буквально понимаемое воскресение во плоти? Во-вторых, действительно ли «психологический материализм» в подразумеваемом у Канта смысле составляет необходимую предпосылку христианского догмата о воскресении во плоти, и если это неверно, то какое христианское по форме богословие (или какая христианская философия религии) действительно такой «материализм» предполагает. Кант о воскресении Иисуса Учитель Евангелия, говорит Кант в третьей части «Религии в пределах только разума», своим учением и своими страданиями показал в своем лице пример, сообразный «угодной одному лишь Богу человечности» [1, p. 794]. «Публичная история» Иисуса оканчивается, однако, его «незаслуженной и в то же время исполненной заслуги смертью» [1, p. 793]. Однако христиане прибавляют к этой «публичной» истории еще другую, «более тайную» и происходившую только на глазах приближенных к Иисусу лиц, историю его воскресения и вознесения. Если принимать воскресение и вознесение «только как идеи разума», то есть морально-символически, они символизируют, соответственно, «начало новой жизни» и «вступление в место блаженства, т.е.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=